Все статьи
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
<<--- --->>
ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ
|
При греческом правителе
Миносе, имя которого связывается со знаменитой легендой о Минотавре,
остров Крит являл собой еще могучее государство (XV в. до н. э.). Кносский дворец вполне мог
превратиться в воображении греков в легендарный Лабиринт, а фрески,
изображавшие игры с быком, породили образ полубыка-получеловека,
владетеля Лабиринта Минотавра, пожиравшего прекрасных юношей и
девушек — дань, которую платили Афины грозному Криту каждые 9 лет,
пока афинский царь, герой Тезей, не убил чудовище и не выбрался из
Лабиринта при помощи нити, которую ему дала Ариадна. В середине II тысячелетия до н. э. критским
городам был нанесен удар иноземцами (ахейцами), вторгшимися с
материка. Катастрофа (извержение вулкана и последовавшее за ним
наводнение) ускорила разрушение критских городов.
С XV—XIV вв. до н.
э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского
полуострова, в Микены и Тиринф. Жители этих мест — греки-ахейцы
строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляли их
стенами. Отсюда появилось название «акрополь» — верхний город, где и
возводились царские дворцы. Так, стены Микен длиной 900 м имеют
толщину от 6 до 10 м, а Тиринфа — 17,5м. И сложены из каменных глыб
весом 5—6т. Такую кладку не случайно назвали циклопической, она под
стать гигантам-циклопам, а не простым смертным. Ворота в крепость
Микены (XTV век до н. э.) назывались Львиными, потому что над их пролетом
расположена плита с изображением львов — стражей ворот. И это
единственный памятник монументальной скульптуры в эгейском
искусстве. Через ворота путь между параллельными стенами ведет на
холм, в центре которого размещается Микенский дворец, комплекс
более упорядоченный, чем Лабиринт Кносского дворца. Микенская
крепость-дворец — прообраз греческого жилища. Центром его является
мегарон — большой парадный прямоугольный зал с очагом посередине,
служивший для торжественных сборищ и пиров. Вокруг очага 4 колонны
поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. Жилые и подсобные
помещения группируются вокруг мегарона. Из эгейского дома с
мегароном сложилась архитектура античного храма.
Ахейцы отличались
большей воинственностью, чем критяне. Это отразилось и в сюжетах
фресок, где явно предпочтительнее сцены охоты и битв, но сам рисунок
суше и четче, композиции статичнее и более склонны к симметрии, как
более условен и стилизован орнамент на вазах. О зодчестве ахейцев
можно судить по сохранившимся гробницам ахейских царей. Они имеются
двух видов: шахтовые, т. е. прямоугольные могилы в скале (XVI—XV
вв. до н. э.), и купольные, так называемые толосы (XV—XIV вв. до н.
э.). Самая знаменитая гробница была найдена Шлиманом у подножия
Микенского акрополя и названа им сокровищницей Атрея — по имени
царя Атрея, отца Агамемнона, владетеля Микен и героя гомеровской
«Илиады». К гробнице ведет коридор — дромос 36 м длиной и 6 м
шириной: вход высотой в 10 м перекрыт монолитной плитой весом 100 т.
Диаметр интерьера гробницы —14,5 м, высота куполообразного
свода —13,2 м.
Гомер назвал Микены златообильными, и это справедливо. Археологи
нашли немало золотых масок, которые накладывались на лица умерших;
целые тонкие пластинки листового золота украшали одежду умершего
владыки, его оружие, утварь, отправляемые с ним в загробный мир. В
женском уборе много драгоценностей: золотые диадемы, браслеты,
кольца. Особенно любили микенцы золотые сосуды в виде голов
каких-либо животных и птиц или с рельефным изображением бурных сцен
охоты. Около 1240 г. до н. э. ахейские племена пошли войной на
Троянское царство, эти события и послужили сюжетом для бессмертных
поэм Гомера. Но храбрых ахейцев в середине XII в. до н. э. завоевали
дорийские племена. Гибель Микен, Тиринфа и других городов
Пелопоннесского полуострова означала конец эгейской цивилизации.
Однако крито-микенское наследие сыграло огромную роль в развитии
искусства собственно Греции. |
|
|