Все статьи
ЭТРУССКОЕ ИСКУССТВО
<<---
--->>
ИСКУССТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
|
После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с
греческим искусством, которое римляне почитали за образец. В IV—III
вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинский полуостров, в
III—II вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и всё
Восточное Средиземноморье. Произведения
греческого искусства, прекрасные греческие статуи заполнили
общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и
появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих
произведений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к
художнику как избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не
было никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным.
Утилитарность
мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за этрусками
римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из
них, Аппиевой (ее строительство в IV в. до н. э. начал Аппий
Клавдий), римские легионеры шли на завоевание государств
Средиземноморья. Со II в. до н. э. римляне начинают строить длинные,
иногда тянущиеся на десятки километров акведуки, ибо снабжение Рима
водой с Альбенских гор из-за непригодности воды из Тибра было одной
из главных задач. Остатки каменного акведука со свинцовыми и
глиняными трубами, по которым шла чистая вода в город, и по сей день
сохранились в окрестностях Рима. В период Империи водой десятка
акведуков снабжались термы, фонтаны, дома горожан.
Открытие нового
строительного материала — бетона дало новые конструктивные
возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий.
Снаружи здание облицовывалось мрамором или камнем. В культовом
зодчестве римляне использовали либо тип греческого периптера,
по-этруски модифицируя его в псевдопериптер (располагали его на
высоком подиуме с лестницей и делали углубленный портик, а колонны
храма превращали в полуколонны, не имеющие конструктивного
значения), либо тип ротонды, круглого в плане храма, окруженного со
всех сторон колоннами, как например, храм на так называемом Бычьем
рынке в Риме (I в. до н.э.) с 10-метровыми коринфскими
колоннами.
Во времена
Республики центральной площадью Рима — Форумом, где кипела вся
деловая, торговая и политическая жизнь великого города,— было место
между холмами Капитолий и Палатин. Здесь размещались основные
общественные здания — сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы (в
одном из них хранилась казна), трибуна, с которой выступали ораторы.
Здесь ставили прижизненные и посмертные статуи прославленным
горожанам Рима. Размеры Форума в I в. до н. э. были 160х80 м, но
облик его менялся во времени. Храмы наполнялись греческими
скульптурами и другими предметами искусства, вывозимыми
завоевателями отовсюду, в основном из городов эллинистического мира.
В 55—52 гг. до н. э. на Марсовом поле был построен театр Помпея —
уже самостоятельное здание, а не скамьи под открытым небом.
Римский
скульптурный портрет — одно из самых величайших достижений римского
искусства. В отличие от греческой скульптуры, ставившей своей
задачей создание идеально прекрасного образа гражданина греческого
полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность
модели. Истоки римского портрета лежат в этрусском погребальном
портрете и в древних обычаях самих римлян ставить в домах портретные
изображения предков хозяина дома. Восковые отливки этих
портретов-масок (или гипсовые слепки) хранили дома, несли в
погребальных процессиях. Подобный обычай научил римских скульпторов
точной передаче черт человеческого лица. Трезвый, объективный,
рациональный ум римлян способствовал развитию именно портретного
жанра. Бронзу как основной скульптурный материал сменил в I в. до н.
э. мрамор, и первые мраморные портреты характеризуются некоторой
жесткостью и мелочностью в обработке и моделировании формы, но с
течением времени натуралистичность уступает художественному
обобщению. В статуе в рост римляне решили другую проблему — образ
делового человека, оратора, гражданина Республики. Его поза проста и
естественна, жест полон достоинства. В лице нет идеализации. Фигура
облачена в тогу, отсюда условное название таких фигур — «тогатус».
|
|
|