Все статьи
ИСКУССТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
<<---
--->>
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
|
В I в. н. э.,
особенно во второй половине, росписи наполняются изображением
фантастической архитектуры, иллюзорно раздвигающей пространство
комнат. Предметом изображения становятся сады и парки, долины, реки,
холмы и площади, жанровые сцены, натюрморты (дома в Геркулануме). В
центре изображения как самостоятельная картина пишется сцена на
мифологический сюжет (так называемый фантастический стиль).
Во II в. н. э., в
период наивысшего могущества, Римская держава простиралась от
Испании и Галлии на западе до Египта и Сирии на востоке. Каждый из
императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным
был Форум императора Траяна (109— 113 гг.), построенный архитектором
Аполлодором. Его площадь — 116х95 м. К площади примыкали две
библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади стояла
колонна Траяна и храм в его честь. До наших дней сохранилась лишь
колонна Траяна, ствол которой более 30 м высотой сложен из 17
барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая
лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна, которую в
XVI в. заменили статуей апостола Петра. После смерти императора урну
с его прахом поместили в пьедестал колонны. Колонна облицована
плитами мрамора, по которым спиралью в 200 м длиной тянется
барельеф, в исторической последовательности изображающий главные
события похода Траяна против даков (101—103 и 106—107 гг.).
При императоре
Адриане (117—138 гг.) был возведен и другой знаменитейший памятник
римской архитектуры — Пантеон, «Храм всех богов», построенный из
камня, кирпича и бетона в 118—125 гг., круглое в плане здание
высотой в 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер
Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими
колоннами из темно-красного гранита; основное внимание уделено
интерьеру. Пантеон являет собой образец технического совершенства
римского зодчества. Отделка интерьера относится к III в. Пол храма
выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса. Нижний
имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов (в одной из ниш
сейчас могила Рафаэля), а верхний расчленен пилястрами из цветного
мрамора. Интерьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен:
диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол,
составляет половину высоты всего здания. Сокращающиеся в перспективе
кессоны (углубления) купола иллюзорно делают его еще более высоким.
Освещение интерьера решено отверстием, «окном» в куполе (диаметр его
9 м, так называемый глаз Пантеона). Пол под «окном» имеет незаметный
скат для стока воды. Сложнейший комплекс представляет Вилла Адриана
в Тибуре (Тиволи). По типу этрусского тумулуса был начат мавзолей
Адриана в Риме, в средние века переделанный в замок св. Ангела.
II век — время
наивысшего могущества Римской империи. Римлянами был создан еще один тип сооружения — термы, общественные
бани. Термы — это не просто бани в современном понятии слова, это
целый комплекс сооружений, служащих не только для омовения, но и
местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины
терм Каракаллы (211—216) площадью более чем 11 гектаров. Римское
зодчество в эпоху Империи достигло очень высокого технического и
художественного совершенства и послужило образцом для многих
последующих веков.
Портретная пластика
периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. В
портретах этого времени мы «читаем» всю жестокую историю Рима:
произвол ее правителей, праздный быт утратившей интерес к
общественной деятельности римской знати. Развитие скульптурного
портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к
человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств
или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина,
например, портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал,
подобный греческому (II в. — эпоха Адриана, например, изображения
любимца императора Антиноя), и сатирический, обличительный пафос
портретов последних веков существования Рима (III—IV
вв.). Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый
в портретах I в., со II в. стали намечать пластически;
употреблялась полировка мрамора. В
III—IV
вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость
мрамора, упрощается скульптурная моделировка. Географическая
пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся
после эдикта Каракаллы о распространении прав римского гражданства
(212 г.), породила много портретов людей неримского происхождения.
Глубокой тонкой психологичностью, элегической грустью поражает
высокоодухотворенный образ женщины в портрете, условно называемом
портретом сириянки.
Около 170 г. была отлита конная статуя императора Марка Аврелия,
послужившая образцом для последующих европейских монументов. В XVI
в. Микеланджело поставил ее в центре площади на Капитолии. «Философ
на троне», стоик, Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье.
Со второй
половины II в. глубокий экономический и социально-политический
кризис, в который вступает Римская империя, порождает среди прочих и
конфликт между индивидом и обществом. И это находит отражение в
портрете. III век — период кровавых
гражданских войн в истории Рима. Рабовладельческий способ
производства (а с ним и рабовладельческое мировоззрение) исчерпывает
себя, идет бурное расслоение в рабовладельческом классе, появляются
свободные арендаторы. В середине III в. варвары вторглись в римские
провинции, с востока наступали персы. Скульптурный портрет этого
времени полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью.
|
|
|