Все статьи
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
<<---
--->>
РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ
|
Мостом между
искусством собственно средневековья и античным явилось так
называемое искусство раннехристианское, возникшее в период, когда
христианство нелегально существовало в языческой Римской империи.
Его начали изучать еще в эпоху Высокого Возрождения, когда в XVI
веке случайно обнаружили подземные христианские кладбища II—IV
веков, которые служили также убежищем и местом сбора христианской
общины (их стали условно называть катакомбами, потому что одно из
найденных кладбищ находилось в местности Катакумб). Катакомбы
представляли собой галереи и прямоугольные помещения — кубикулы.
Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные
рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные
мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была
система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с
поминальным культом. Птицы и животные, по христианским понятиям,
населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским
царем Давидом-псалмопевцем, Персей — со св. Георгием, Одиссей,
устоявший перед сиренами,—с христианином, стойким перед мирскими
соблазнами. Так слагалась роспись, похожая на тайнопись, понятная
лишь посвященному.
В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем,
Христос уподобляется пастырю, а его ученики — пастве, и на стенах
подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или
фигура юноши-пастуха с ягненком на плече —добрый пастырь, наиболее
распространенное в раннехристианском искусстве олицетворение Христа.
Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с
библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ
спасения души. Душа усопшего изображалась в виде оранты — женщины в
молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен, не
имел связного повествования. Иной мир изображения, иное мышление
требовали иного художественного языка. Фигуры еще объемны, как в
поздней античности, но в орантах, например, символизирующих победу
духа над плотью, всё более подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок
намечается контуром, тело исчезает под хитоном, главное внимание
обращается на лицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение
вещественности, осязаемости. Так, от образов наивно-искренних,
чистых, робких по исполнению, но полных, по выражению одного
исследователя, «трепетности перед таинствами веры»,
раннехристианское искусство переходит к образам
напряженно-экстатическим, в которых форма подвергается
дематериализации во имя усиления духовного начала.
С признаним
христианства (313 г., эдикт Константина), с превращением его в
государственную религию появляются и первые христианские храмы —
базилики (название произошло от дома архонта-базилевса в Афинах).
Базилика — вытянутое по оси восток — запад прямоугольное здание с
входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и
разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами
или кораблями (ведь церковь—корабль, спасающий души). Перед западной
частью храма иногда размещался атрий (атриум) — двор с водоемом.
Войдя в храм, прихожане попадали сначала в поперечное по отношению к
нефам помещение —наргекс, первоначально предназначавшийся для
«оглашенных» — тех, кто еще готовился принять христианство. В самой
базилике ритм колонн направлял взор верующего к алтарю, к апсиде,
где размещалась алтарная часть, ориентированная всегда на восток, на
«гроб Господень». Центральный неф был выше боковых. Он завершался
триумфальной аркой перед главным алтарем и освещался окнами,
расположенными близко к кровле. Первые христианские базилики имели
плоское перекрытие с двускатной крышей в центре и односкатными над
боковыми нефами. С развитием богослужения по центру храма ближе к
алтарной части появился поперечный неф — трансепт. Возле церкви
строилась колокольня. Епископские церкви —соборы имели здания для
крещения — баптистерии, особенно необходимые в первые века
официальной новой религии; позже стали ставить купель просто в
церкви.
|
|
|