Все статьи
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
<<---
--->>
ДОРОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
|
Раннехристианские
храмы были скромны по наружному оформлению, но славились роскошью
внутреннего убранства. Помимо базилик
существовал другой вид храмов — центрического типа: круглые
(ротонды), многоугольные или крестообразные в плане, например
церковь Сан Стефано ротондо в Риме (конец V в.). По типу ротонды
сооружались мавзолеи: крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии
в Равенне (V в.), мавзолей св. Констанцы в Риме (первая половина IV
в.). Стройные колонны
ионического или коринфского ордера (подчас перенесенные во
фрагментах прямо из языческих храмов); наборные полы из цветного
камня; мозаика, размещенная уже не на полу, как было принято в
античные времена, а в простенках между окнами и в апсиде и
составленная уже не из естественных камней, а из стеклянной смальты,
характерной своей блестящей и мерцающей поверхностью, золотом и
создающей мистическое впечатление; драгоценная утварь, златотканые
облачения священников — всё сливалось в единый образ роскоши и
великолепия [мозаика уже упоминавшегося мавзолея сестры римского
императора и жены вестготского короля Галлы Плацидии (около 440),
мозаики церкви Сан-Витале (547) и церкви Сан-Аполлинаре Нуово (504)
в Равенне].
Примером
подражания римскому зодчеству может служить гробница остготского
короля Теодориха (493—526), находящаяся в Равенне. Ее купол сделан
из гигантского выдолбленного камня, ибо расчеты купольной
конструкции были к тому времени утрачены.
Росписи
христианских храмов отличались от живописи катакомб не только
техникой, но главным образом содержанием. Незатейливую символику
тайных убежищ христиан вытеснили сцены из христианского Писания и
житий святых, изображение Христа на троне — властителя мира,
Христа-учителя в окружении учеников, апостолов и евангелистов. Так,
на фоне архитектурного иерусалимского пейзажа изображен восседающий
на троне Христос, проповедующий апостолам, в мозаике апсиды церкви
Санта Пуденциана в Риме (конец IV — начало V в.). Фигуры еще объемны
и материальны, позы естественны. Такие сцены прославляют Христа и
ветхозаветных царей, как в рельефах колонн и триумфальных арок
прославлялись римские императоры. Но со временем объемные фигуры
сменяются более легкими и невесомыми, как в мозаиках триумфальной
арки церкви Санта Мария Маджоре. Позы становятся статичнее,
живописное пятно уступает первенствующую роль линии. Вытянутые
фигуры напоминают как бы раппорт орнамента. Наконец, со временем
появляется и разномасштабность фигур, композиция теряет глубину,
сохраняя только два плана, как в мозаике «Вознесение Христа» в
апсиде церкви Козьмы и Дамиана в Риме (526—530). Кусты и две пальмы
являются в этой сцене, по сути, не столько пейзажем, сколько
символом места действия. Взгляды персонажей становятся всё суровее,
они обращены прямо на зрителя и рассчитаны на то, чтобы прихожанин
почувствовал все ничтожество и малость своего земного бытия.
Роль книги в
христианском богослужении вызвала к жизни еще один вид живописи —
книжную иллюстрацию, книжную миниатюру. Появлению иллюстрации
способствовало возникновение сброшюрованного кодекса из телячьей
кожи — пергамена, лучше воспринимающего краску, чем древний папирус
(II—TV
вв.). Главным заказчиком богато иллюстрированной
богослужебной книги становится церковь. Книгу украшают изображения
евангелистов, сюжетные иллюстрации из Евангелия, золотые и
серебряные буквы на пурпурном фоне придают ей великолепие (Венская
Книга Бытия, V—VI вв.). Искусство книги и миниатюры было не
единственным художественным ремеслом в монастырях — этих главных
очагах раннехристианского искусства. Из их стен выходили
замечательные образцы резьбы по слоновой кости, разнообразнейшие
ювелирные изделия. С падением Западной Римской империи завершается
история раннехристианского искусства и начинается новый этап —
искусства дороманского.
|
|
|