Все статьи
СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА <<---
--->>
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО ИТАЛИИ
|
На рубеже XII—XIII
веков в архитектуре появляются элементы готики. Строительство
Бамбергского собора было начато после 1185 г., когда сгорел
предыдущий храм XI в., освещение нового собора состоялось в 1237 г.
Внешне Бамбергский собор очень близок рейнской школе, но облик его
живописнее благодаря обилию окон, горизонтальных тяг, декоративному
оформлению порталов. Готические черты проявляют себя в том, что
собор перекрыт стрельчатыми крестовыми сводами на нервюрах, т. е. на
каркасе арок, проходящих по контуру и диагоналям свода. Близок к
Бамбергскому собор в Наумбурге (около 1210 г.— середина XIII в.) с
западным хором в раннеготическом стиле, украшенным замечательными
статуями и рельефами.
Германия сохранила
и образцы светской архитектуры конца Х—XIII в — остатки
императорских замков (пфальцев) и замков феодалов Из последних можно
назвать замок тюрингского ландграфа Вартбург в Айзенахе, заложенный
в 1067 г. В общем комплексе замка сохранился дворец (1190—1250,
значительно переделан в XIX в.) со знаменитым «залом певцов».
Древнейшая его часть двухэтажная, с суровым наружным фасадом
полукрепостного характера.
Монументальной
скульптуры романского периода в Германии мало. Фасады церквей почти
не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере. Это
резьба купелей, крестов, окладов, иногда надгробия, еще реже —
статуи. Материал — бронза, стук или дерево. Каменные и бронзовые
надгробия этого времени создают образ, застылый и статичный по
форме, аскетический по духу. Деревянные распятия обычно
раскрашивались. Фигуры суровы и бесстрастны, тело кажется
нерасчлененным блоком, лица не имеют ни тени земного, живут как бы в
ином мире. Это скорее символические изображения, олицетворяющие
победу света христианской истины над темными силами зла.
Вещественность, материальность в передаче объемов сочетается с
полным пренебрежением анатомией, что усиливает выражение религиозной
экстатичности. Обобщенная трактовка фигуры, абсолютно условный ритм
движения не исключают несколько грубоватой, но всегда реалистической
трактовки лиц. Знаменательно, что в сюжетных композициях место
действия характеризуется обычно какой-либо одной деталью, но при
этом трактуется как реальное и, главное, близкое, вполне понятное
зрителю событие (например, рельефы бронзовых дверей церкви св.
Михаила в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015 г.).
Немецкая скульптура проходит интереснейший путь развития — от полной
отвлеченности и схематизма к яркой индивидуализации образа. В конце XII в. застылость и статика «строгого стиля» сменяются
преувеличенной динамикой и острой индивидуализацией. Примером могут
служить рельефы ограды хора Либфрауенкирхе в Хальберштадте (начало
XIII в.) и особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (около
1230), изображающие истово спорящих пророков и апостолов. Несмотря
на условность поз, на орнаментальность складок одежды, фигуры их
очень выразительны: в них читается непримиримость противников,
жаждущих доказать истину, которую каждый понимает по-своему.
|
|
|