Все статьи
ГОТИКА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА <<---
--->>
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО ИСПАНИИ
|
Романское искусство
Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непрерываемая даже
в средние века связь с Древним Римом. Именно потому еще, что главной
силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в
ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские
тенденции. Связь с античностью сказывалась не в простой «цитации»
античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного
искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в
итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с
благородством и величием красоты — в итальянской пластике и
живописи. Раннее зарождение в итальянском средневековье элементов
гуманистического мировоззрения привело к новой эпохе — Ренессансу.
В романский период
средневековой истории в Италии в силу ее раздробленности было
несколько локальных художественных школ. Архитектура Южной Италии
близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока
(например, церковь в Палермо). Венецианская школа — одна из ведущих
в этот период средневековья. Она так же тесно связана с Византией,
как и Южная Италия, но сохраняет эту связь дольше, до XVI в. Собор
св. Марка строился в 1063—1085 гг., освящен в 1094 г., достраивался
в XII, XIII и вплоть до XVII в. В плане собора, возведенного по
византийской крестово-купольной системе, четко читается
равноконечный греческий крест. Интерьер собора сохранил облик XI в.
и, как и фасад, обильно украшен мрамором и мозаикой.
Итальянские церкви
просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни,
баптистерии (например, ансамбль в Парме, вторая половина XII в.).
Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах,
поддерживаемых фигурами животных, чаще всего львов. По фасаду
нередко аркады, как и галереи во внутреннем дворике. В облицовке
фасадов используется мрамор, в Тоскане — даже многоцветный, как,
например, на фасаде флорентийской церкви Сан Миниато аль Монте
(конец XI —начало XIII в.). Жизнерадостные, без тени привычной
суровости церкви Флоренции — это уже предвестники ренессансной
культуры. Из белого мрамора выстроен знаменитый пизанский комплекс;
собор с наклонной башней и баптистерий (XI—XII вв., баптистерий —
XIV в.). Вообще же наибольшее число романских церквей, характерных
для Северной Италии, находится в Ломбардом: Сайт Амб-роджо в Милане
(VI, перестроена в XI—XII вв.), Сан Дзено в Вероне (XI—XII вв.),
храмы в Модене, Ферраре, Парме.
К этому же времени
относится и расцвет итальянской декоративной скульптуры: рельефы
капителей, архивольтов, порталов с изображением полузверей-полулюдей,—
в которой ощущается постепенный переход к пластике Проторенессанса.
Библейские сюжеты соседствуют с баснями Эзопа и с историей о Ренарелисе или о рыцарях Круглого стола и короле Артуре (например,
рельефы Моденского собора 1107 г., мастер рельефов Виллегельм).
Сохранилось немало имен итальянских скульпторов этого времени.
Рельефы хора Пармского собора исполнил Бенедетто Антелами (Антельми)
(1177—1233). В его сложных многофигурных композициях поражает острая
наблюдательность, исключительное внимание к конкретным деталям. От
французских мастеров он научился искусству заполнять пустое ранее
поле тимпана.
В монументальной
живописи Италии отчетливо прослеживаются воздействие византийского
искусства и прочные раннехристианские традиции. Из различных школ
наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская. Если
мозаики в Чефалу (1148—1189) были исполнены еще греческими
мастерами, то в Палатинской капелле 1154—1166 гг. это местные
итальянские живописцы. Византийское влияние было сильно не только в
южной или венецианской, но и в живописной школе Тосканы. Но уже со
второй половины XIII в. наблюдается отказ от византийских традиций,
утверждается вещественная убедительность и жизненное правдоподобие
образов, в полной мере присущее живописи Проторенессанса.
Реалистические
тенденции, подготовившие приход Ренессанса, очевидны и в книжной
миниатюре романской Италии, в которой наиболее интересны памятники,
вышедшие из монастыря Монтекассино (например, рукописи «Экзультет» —
«Возрадуйтесь!», или «Ликование», XI—XII в., с иллюстрациями,
расположенными так, что они предстают перед взором молящихся по мере
разворачивания свитка).
|
|
|