Все статьи
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО ИТАЛИИ <<---
--->>
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
|
История испанского
средневекового искусства — это история становления молодой
художественной культуры, формирующейся в непрестанной борьбе народа
за свое освобождение от иноземного владычества, в сложном
взаимодействии традиций европейского Запада и арабского Востока,
принесшего на территорию Испании незнакомую Европе культуру.
В романском
зодчестве Испании в полной мере отразилась эпоха беспрестанных войн:
усобиц между феодалами, ожесточенных религиозных битв. Поэтому
испанские сооружения этого периода всегда имеют крепостной характер,
особенно в Кастилии, города которой одни из первых отвоевали
независимость от арабов и по мере освобождения торопились на этих
землях построить оборонительные сооружения. (Само слово «Кастилия»
произошло от
castillo —
крепость.) Примером может служить дворец Алькасар в Сеговии (IX в.,
перестроен в XVI в.). Большое влияние на испанское искусство оказала
Франция. Знаменитая церковь Сант Яго де Компостелла (1078—1128)
представляет тот тип базилики, который сходен с типом церкви Сен
Сернен в Тулузе. Встречаются и центрические постройки, например
двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии (1208).
В монументальной
скульптуре, прежде всего в декоративном рельефе, особенно тех
сооружений, которые воздвигались в освобожденных от арабов областях
(и, заметим, часто с использованием самих арабов в качестве зодчих
или строительных мастеров), можно наблюдать много ориентализмов.
Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период
является выражение религиозной экзальтации: не следует забывать, что
церковь всегда играла огромную роль в жизни испанцев и война с
арабами происходила под религиозными лозунгами («Портик славы»
церкви Сант Яго де Компостелла).
Во фресковой
живописи, всегда аскетичной по образу, господствует линейная
графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но
звучная и часто изысканная цветовая гамма. Цвет условный,
подчеркивает неземное, сверхчувственное начало (росписи церкви Сан
Клементе де Тауль, капеллы Сан Исидро в Леоне и т. д.). С XII в.
появляются алтарные живописные образа на дереве, иногда в сочетании
с рельефными изображениями, так называемые фронталес — прообразы
будущих ретабло.
|
|
|