Все статьи
ГОТИКА ГЕРМАНИИ <<--- --->>
ГОТИКА ИСПАНИИ
|
Готика Англии
возникла очень рано, в конце XII века, и просуществовала до XVI века. Она
имеет одно важное отличие от континентальной. Слабое развитие
городов привело к тому, что готический собор и вообще всё
строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а
по-прежнему с монастырями. Английский собор возникал не в гуще
городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей. В
конструкции собора полностью проявлены специфические черты
английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл,
некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в
ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте
центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов,
широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо
общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно
назвать огромную башню на средокрестье — доминанту собора. Фасады
английских готических храмов обильно украшены декором. Интерьеры
значительно более дифференцированы, дробны, чем французские.
Наиболее чистый
образец ранней английской готики — собор в Солсбери (1220—1270),
воспетый позже в пейзажах Констебла. Это трехнефный собор длиной 140
м, с большим хором, двумя трансептами и прямоугольной апсидой. Башня
средокрестья самая высокая в Англии, 135 м, и завершается шатровым
покрытием. Еще в романский период был начат собор в Линкольне. В
готическую эпоху его фасад украсили семь горизонтальных поясов ниш,
контрастирующих с двумя высокими башнями средокрестья. Собор в
Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном
для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей. Его
колончатая аркатура «оплетает» фасад, как кружевная сеть.
По формам декора в английской готике различают следующие стили:
ранний («ланцетовидный»), «украшенный» и «перпендикулярный».
Кентерберийский собор (XII—XV вв.) — главный готический собор
Англии, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная
святыня — демонстрирует развитие английской готики от ранней
(восточная часть храма, величественная в своей простоте) к поздней
(западная часть, значительно более вычурная). Над всеми
разновременными объектами возвышается огромная башня средокрестья.
Собор
Вестминстерского аббатства в Лондоне, место коронации и погребения
английских королей со времени Вильгельма Завоевателя, впоследствии
усыпальница великих людей Англии, близок к французской готике. С
французскими храмами его роднит наличие обхода и венца капелл,
аркбутанов и контрфорсов, большая, чем это принято в английских
церквях, высота центрального нефа по отношению к боковым.
Вестминстерский собор был начат еще в раннюю готику, и его восточная
часть древнее западной.
Начиная со Столетней войны строительство в Англии сокращается.
Достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы
(например, в Виндзорском замке, Королевская капелла в Кембридже,
капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и пр.). Все эти
поздние сооружения несут на себе следы последнего стиля в
декорировке — «перпендикулярного» (последняя четверть XIV — середина
XVI в.), характеризующегося легкостью стен, кружевным узором
звездчатых и сетчатых сводов из веером расходящихся нервюр (собор в
Уэлсе). Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит
Вестминстерский королевский дворец (XVI в.) с его Вестминстер-холлом
площадью 1500 кв. м.
Готическая
скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно
подчинена архитектуре. В период «украшенного» и «перпендикулярного»
стилей в соборе так много скульптурного декора, что, по
справедливому замечанию исследователей, создается впечатление
«вибрации архитектурных форм». Статуи поставлены тесно одна к другой
и заполняют фасад, как в соборе в Уэлсе (западный фасад).
Развивается также мемориальная пластика.
Монументальная готическая живопись Англии развита очень слабо. Из
живописи наиболее интересна не монументальная, а, по давней
английской традиции, книжная миниатюра, особенно школы кентерберийская и винчестерская. Как и во французской, в английской
миниатюре много элементов подлинной реальной жизни (например,
светские хроники и богослужебные книги восточно-английской школы XIV
в., из которых самая знаменитая — Псалтырь королевы Марии, 1320).
|
|
|