В готическую эпоху наиболее активно
формируется культура Испании, испанский язык, складывается испанский
эпос, своеобразными путями, непохожими на общеевропейские, идет
развитие архитектуры и изобразительного искусства. В Испании XIII
столетие — время наиболее ожесточенной борьбы с арабами, а также
усиления внутренней борьбы испанцев — феодалов и горожан, добившихся
от короля участия в кортесах. Обогащенная
элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую
пышность и разнообразие орнаментики (соборы в Леоне, 1205— 1303 —XIV
в.; в Бургосе, 1221—1238, достроен в XIV—XV вв.; в Толедо,
1227—1493, закончен в XVI в.). Иногда соборы Испании перестраивались
из мечетей, а колокольня Севильского собора, например, перестроена
из минарета.
Особое место в
испанской архитектуре занимает стиль «мудехар» (то есть
мусульманский). Это, как правило, соборы, построенные
зодчими-арабами, из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием,
образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным
потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое
завершение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные
изразцы и орнаментальная лепнина. Главным композиционным центром
такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для
всех южных построек.
Зрелая готика
оставила прекрасные образцы гражданской архитектуры, особенно в
Восточной Испании, в Каталонии и Валенсии (ратуша в Барселоне, так
называемая Шелковая биржа в Валенсии).
Синтез скульптуры
и живописи готической поры нашел воплощение в испанских алтарях —
ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной
деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходится в
основном на XV век.
|