В 330 году
император Константин основал город Константинополь в Малой Азии на
месте древнего города Византии, который дал имя восточной части
Римской империи после ее разделения в 395 г. Христианство в Византии
как государственная религия положила начало формированию
греко-восточного типа культуры. Византийское искусство складывалось
на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, птолемеевского
Египта, сасанидского Ирана. Оно прошло в своем развитии ранний
период, так называемый «золотой век» императора Юстиниана (527—565),
период в действительности охватывающий IV—VII вв.; период
иконоборческий (VIII — первая половина IX в.); период «Македонского
Возрождения» (вторая половина IX—X), названный так за обращение к
возрождению античных идеалов при императоре македонянине Василии I
(867—886); так называемый «Палеологовский Ренессанс», начавшийся с
1261 г., когда Михаил VIII Палеолог впервые отнял у латинян
разгромленный крестоносцами в последнем походе Константинополь до
1453 г.—года окончательного падения великого города под кинжалами
турецких янычар.
Византийское
искусство, таким образом, просуществовало тысячу лет. Это было
великое искусство, давшее блестящие образцы архитектуры, в
частности, крестово-купольный храм. В качестве примера достаточно
назвать константинопольскую Софию (строители — малоазийцы Амфилохий
из Тралл и Исидор из Милета), где использован римский купол, но с
опорой его не на стены, а на четыре устоя через подпружные арки и
паруса, центральный неф отделен от боковых колоннами с опирающимися
на них арками. Именно эти аркады итальянские зодчие сочли за
особенность античной архитектуры и стали широко использовать этот
прием. Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного
стекла — смальты — вместо античной мозаики из морской гальки или
кусочков мрамора. Они клали кусочки смальты под определенным углом,
усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность и
мистичность настроения.
Византийские
мастера оставили миру образцы тонкой каменной резьбы капителей,
замечательную рукописную миниатюру и произведения ювелирного
искусства — жемчужное и золотое шитье, обработку и оформление
драгоценных камней в перстнях, серьгах, браслетах, искусство стекла.
Эти ремесла византийцы, бежавшие в 1453 г., распространили в
Северной Италии (Венеции), в Сицилии, на Балканах, в Закавказье, на
Руси. Отметим, что восточно-христианский тип культуры стал
распространяться на этих землях еще раньше вместе с принятием новой
христианской веры (Армения крестилась в 301 г., Грузия —в 337,
Болгария —в 865, Русь — в 988 г.).
Для искусства Византии характерны строгая каноничность (следование
образцу) и имперсонализм. Искусство Византии глубоко символично
(«естество Божие безвидно и безобразно, невидимо и необъятно»). По
византийскому канону иконы «сочиняют» святые отцы, а иконописец
является лишь исполнителем. В византийском изображении нет движения,
оно статично, лишено прямой перспективы, светотеневой моделировки,
намека на ракурс, глубину. Конечно, все это характерно для
средневекового искусства в целом, но за тысячелетнюю историю
западного средневековья оно прошло эволюцию от церквей Сен Жиль и
Сен Трофим в Арле к соборам в Амьене и Реймсе, от рельефов церквей
Сен Лазар в Отене или Сен Пьер в Муассаке к почти круглым
скульптурам храмов Реймса или Страсбурга. Византийское же искусство
на тысячелетие застыло в своих догматах, связанное строгими канонами
и нормативами.
|