Все статьи
ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ <<--- --->>
ТРЕЧЕНТО
|
Подлинное начало
новой эпохи справедливо связывается с именем живописца Джотто ди Бондоне
(1266—1337). Изменения в
искусстве Италии прежде всего сказались в скульптуре. Они были
подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано (рельефы
кафедры баптистерия в городе Пизе), в которых прослеживается явное
влияние античности. Затем в монументальной живописи — в мозаиках и
фресках Пьетро Каваллини (римские церкви Санта Мария ин Трастевере и
Санта Чечилия ин Трастевере). Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы
дель Арена, или Капеллы Скровеньи (по имени заказчика) в городе
Падуя (1303—1306). Более поздние работы Джотто—росписи в церкви
Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди). В
капелле дель Арена фрески расположены в три ряда по глухой стене.
Интерьер простой однонефной капеллы освещается пятью окнами на
противоположной стене. Внизу на живописно имитированном цоколе из
розовых и серых квадратов размещены 14 аллегорических фигур пороков
и добродетелей.
Над
входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», на
противоположной стене — сцена «Благовещение». 38 сцен из
жизни Христа и Марии Джотто связал в единое стройное
целое, создав величавый эпический цикл. Евангельские
сюжеты представлены Джотто как реально существующие
события. Живым языком повествуя о проблемах, волнующих
людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании
(«Встреча Марии и Елизаветы», «Встреча Иоакима и Анны у
Золотых ворот»), коварстве и предательстве («Поцелуй
Иуды», «Бичевание Христа»), о глубине скорби, кротости,
смирении и извечной всепоглощающей материнской любви («Оплакивание»).
Сцены полны внутренней напряженности, как, например,
«Воскрешение Лазаря», иногда пронзительны в своем
трагизме, как композиция «Несение креста».
Вместо разобщенности отдельных фигур и отдельных сцен,
свойственной средневековой живописи, Джотто сумел
создать связный рассказ, целое повествование о сложной
внутренней жизни героев. Благодаря строгому отбору
деталей он сосредоточил внимание на главном. Вместо
условного золотого фона византийских мозаик Джотто
вводит пейзажный фон. Фигуры, хотя они еще массивны и
малоподвижны, обретают объем и естественность движения.
Появляется трехмерное пространство, которое достигается
не перспективным углублением (решение перспективы было
еще делом будущего), а определенным расположением фигур
в отдалении друг от друга на плоскости стены («Явление
ангела св. Анне»).
Однако желание верно передать
анатомию человеческой фигуры уже было налицо («Тайная
вечеря», «Рождество Христово»). И если в византийской
живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то
герои джоттовских фресок обрели твердую почву под ногами
(«Отправление Марии в дом Иосифа»). Джотто вводит в свои
изображения черты быта, создающие впечатление
достоверности обстановки и передающие определенное
настроение.
Его
персонажи — ярко охарактеризованные человеческие типы. В
одной из наиболее выразительных фресок цикла «Поцелуй
Иуды» Джотто помещает в центре композиции на фоне
вздымающихся вверх копий и вскинутых рук фигуры Христа и
Иуды и выражает свою идею противопоставлением двух
разных профилей: благородного, ясного в безупречности
форм, почти по-античному прекрасного лица Христа и
безобразно-отталкивающего, с уродливо выпуклым лбом и
дегенеративно срезанным подбородком — Иуды.
Драматической насыщенности, психологической,
эмоциональной выразительности будет учиться у Джотто не
одно поколение художников. Даже пороки и добродетели он
сумел превратить в живые человеческие характеры,
преодолев традиционный средневековый аллегоризм.
Образы Джотто величавы и монументальны, его язык суров и
лаконичен, но понятен каждому, входящему в капеллу.
Недаром росписи капеллы стали позже называть «евангелием
для неграмотных». Поиски Джотто в передаче пространства,
пластики фигур, выразительности движения сделали его
искусство целым этапом в эпохе Возрождения. Джотто был
не только живописцем: по его проекту была построена
замечательная колокольня Флорентийского собора, которая
и по сей день украшает Флоренцию своим легким сквозным
силуэтом, контрастируя с мощным куполом собора.
|
|
|