Все статьи
ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА <<--- --->>
ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС в ИТАЛИИ
|
В эпоху
Возрождения Венеция развивалась несколько иначе, чем другие города
Италии. Ее выгодное географическое положение на островах
северо-западной Адриатики, ее мощный флот и открытые пути торговли с
Востоком, прежде всего с Византией (до Х в. Венеция вообще входила в
состав Византийской империи), быстро сделали ее богатой. Крестовые
походы принесли Венецианской республике новые доходы. Но с конца XIII в. начался процесс аристократизации ее политического строя.
Патрицианство задерживало ростки новой, бюргерской культуры, и таким
образом Ренессанс в Венеции запоздал почти на полстолетия.
Кватроченто в Венеции начинается именами таких художников, как
Пизанелло и Джентиле де Фабриано, которые вместе расписывали Дворец
дожей; находит свое полное выражение в творчестве такого мастера,
как Витторио Карпаччо. В его серии картин на религиозный сюжет
маслом на холсте для венецианских школ — обществ мирян (scuolo)
изображен пестрый венецианский быт, современная ему венецианская
толпа, венецианский пейзаж.
Но наиболее ярко
пути развития раннего Возрождения видны в творчестве семейства
Беллини: Якопо Беллини и двух его сыновей — Джентиле и Джованни.
Наиболее знаменит в искусстве последний, именуемый на родине чаще
Джанбеллино (1430—1516). Он начал с сурового стиля в духе падуанцев,
но позднее перешел к мягкой живописности, богатому золотистому
колориту, секреты которого, как и тонкое чувство, передал своему
ученику Тициану.
Мадонны
Джанбеллино, «очень простые, серьезные, не печальные и не
улыбающиеся, но всегда погруженные в ровную и важную задумчивость»,
как бы растворяются в пейзаже, всегда органичны с ним («Мадонна с
деревьями»). Его аллегорические картины полны
философско-созерцательного настроения, иногда даже не поддаются
какой-либо сюжетной расшифровке, но прекрасно передают существо
образного начала («Души чистилища»). Братья Беллини, как и Антонелло
да Мессина, известны в истории искусства еще и тем, что
усовершенствовали масляную технику, с которой лишь недавно
познакомились итальянские мастера.
Венецианская школа
завершает развитие искусства Кватроченто. XV столетие принесло в
итальянское государство истинное возрождение античных традиций, но
на новой основе — понятых и осмысленных человеком новой эпохи.
Каждый из видов искусства оставил после себя какие-то важные решения
новых задач; архитектура — тип светского палаццо; скульптура — образ
человека, а не божества, как в античности; живопись разработала
религиозную картину христианского или античного сюжета, но придала
ей светские черты. Всё это было немаловажной лептой Кватроченто в
искусство Возрождения.
|
|
|