Все статьи
ИСКУССТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО <<---
--->>
ТИЦИАН
|
Для Венеции весь
XVI век проходит еще под знаком Чинквеченто. Венеция, сумевшая
сохранить свою независимость, дольше хранит и верность традициям
Ренессанса. Из мастерской Джанбеллино вышли два великих художника
Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.
Джордже Барбарелли
да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510),—прямой
последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого
Возрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам
литературным, к сюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и прекрасное
нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и
объектом поклонения. Чувством гармонии, совершенством пропорций,
изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и
психологической выразительностью своих образов и вместе с тем
логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который,
несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда
проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более
эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник
Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько
воздушной и главным образом проблемами колорита.
Уже в первом
известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505 г.)
Джорджоне предстает вполне сложившимся художником; образ мадонны
полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем
настроением печали, которое свойственно всем женским образам
Джорджоне. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от
чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои
лучшие произведения, исполненные в масляной технике, основной в
венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое
вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска
оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. В картине 1506
г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Кормящая
ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с
алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом
величественном ландшафте общим настроением, общим душевным
состоянием. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой
палитрой. Приглушенные тона оранжево-красной одежды юноши, его
зеленовато-белой рубашки, перекликающейся с белой накидкой женщины,
как бы окутаны тем полусумеречным воздухом, который свойствен
предгрозовому освещению. Зеленый цвет имеет массу оттенков:
оливковый в деревьях, почти черный в глубине воды, свинцовый в
тучах. И всё это объединено одним светящимся тоном, сообщающим
впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, но и радости, как само
состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы.
Это же чувство
удивления перед сложным душевным миром человека вызывает и образ
Юдифи, в котором сочетаются как будто бы несоединимые черты:
мужественная величавость и тонкая поэтичность. Картина написана
желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. Мягкая
светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает
леонардовское «сфумато». Поза Юдифи, стоящей у балюстрады, абсолютно
спокойна, лицо безмятежно и задумчиво: прекрасная женщина на фоне
прекрасной природы. Но в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч, а
ее нежная нога опирается на мертвую голову Олоферна. Этот контраст
вносит ощущение смятения и намеренно нарушает цельность идиллической
картины.
Одухотворенностью
и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около
1508—1510 гг.). Ее тело написано легко, свободно, изящно, недаром
исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне; оно не
лишено и чувственной прелести. Но лицо с закрытыми глазами
целомудренно-строго, в сравнении с ним тициановские Венеры кажутся
истинными языческими богинями. Джорджоне не успел завершить работу
над «Спящей Венерой»; по свидетельствам современников, пейзажный фон
в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера —
«Сельском концерте» (1508—1510). Эта картина, изображающая двух
кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, из которых одна
берет воду из колодца, а другая играет на свирели,—наиболее
жизнерадостное и полнокровное произведение Джорджоне. Но это живое,
естественное чувство радости бытия не связано ни с каким конкретным
действием, полно чарующей созерцательности и мечтательного
настроения. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что
именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным
произведением. Чувственная радость у Джорджоне всегда
опоэтизирована, одухотворена.
|
|
|