Все статьи
НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ <<---
--->>
НЕМЕЦКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
|
На вторую половину XV века приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго
ван дер Гуса (около 1435—1482), жизнь которого в основном прошла в
Генте. Центральной сценой его грандиозного по размерам и
монументального по образам алтаря Портинари (по имени заказчиков)
является сцена поклонения младенцу. Художник передает душевное
потрясение пастухов и ангелов, выражение лиц которых говорит о том,
что они как бы предугадывают истинный смысл события. Скорбным и
нежным обликом Марии, почти физически ощущаемой пустотой
пространства вокруг фигуры младенца и склонившейся к нему матери еще
более подчеркнуто настроение необычности происходящего. На боковых
створках представлены заказчики с их патронами-святыми: слева —
мужская половина, написанная более плотно, статично,
охарактеризованная более прямолинейно; справа — женская,
изображенная на фоне обнаженных, прозрачных деревьев, в атмосфере,
как бы насыщенной воздухом. Живопись Гуго ван дер Гуса оказала
определенное влияние на флорентийское Кватроченто. Поздние работы
Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного
надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением
болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»).
С городом Брюгге
неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга (1433—1494),
прославившего себя лирическими образами мадонн. Мемлинг был учеником
Рогира ван дер Вейдена, но в его творчестве совершенно отсутствуют
жесткость письма учителя и беспощадность его характеристик.
Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки.
Возвышенное уживается с повседневным. Одна из наиболее характерных
работ Мемлинга — ковчежец св. Урсулы (около 1489 г.), в живописных
образах которого как раз и уживаются созерцательность ван-эйковского
толка с интересом к жизненно-естественному, что свидетельствует об
усилении бюргерских тенденций в нидерландском искусстве.
Общественная жизнь
Нидерландов второй половины XV— начала XVI в. была полна острых
социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось
сложное искусство Иеронима Босха (1450—1516), создателя мрачных
мистических видений, в которых он обращается и к средневековому
аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Демонология
уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство
природы — с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной
гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»). В алтарном
образе он может дать толкование нидерландской пословице,
сравнивающей мир со стогом сена, из которого каждый урывает, сколько
может схватить. В одном из самых грандиозных произведений — «Сад
наслаждений» — Босх создает изобразительный образ греховной жизни
людей.
Фантазия Босха творит существа из соединения разных животных
форм или живых форм и предметов неорганического мира, и при всем
этом сохраняется острое чувство реальности, пронизанное трагическим
мироощущением художника, предчувствием каких-то вселенских
катастроф. В произведениях позднего Босха («Св. Антоний) усиливается
тема одиночества. Творчеством Босха кончается первый этап великого
искусства Нидерландов — XV век, «пора исканий, прозрений,
разочарований и блестящих находок». Рубеж между XV и XVI столетиями
в искусстве Нидерландов значительно более заметен, чем, скажем,
между Кватроченто и Высоким Возрождением в Италии, явившимся
органичным, логическим следствием искусства предыдущей поры.
Искусство Нидерландов XVI в. всё более отказывается от использования
средневековых традиций, на которые в большой степени опирались
художники прошедшего столетия.
Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество
Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30—1569). Он
учился в Антверпене, который в XVI в. стал не только торговым и
экономическим, но и культурным центром Нидерландов, затмив Брюгге.
Брейгель ездил в Италию, был близок с самыми передовыми кругами
нидерландской интеллигенции. В раннем творчестве Брейгеля заметно
влияние Босха («Кухня тощих», «Кухня тучных» — в их едкой иронии,
острой наблюдательности и недвусмыленности приговора). С именем
Брейгеля связывается окончательное сложение пейзажа в нидерландской
живописи как самостоятельного жанра. Его эволюция
художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике)
прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные
подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность
мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по
осмыслению. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из
цикла «Времена года» (другое название — «Охотники на снегу», 1565):
тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от
этих темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на
фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов, крохотных фигурок людей
на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной,
почти ощутимо звенящей тишине.
В жанровой
живописи Брейгель проходит ту же эволюцию, что и в пейзажной. В
«Битве Карнавала и Поста» (1559) необъятность мира он выражает через
множественность людей: площадь заполнена ряжеными, гуляками, нищими,
торговками. Его более поздние произведения — деревенские праздники,
ярмарки, танцы — построены на строжайшем отборе главного, цельны по
красочному пятну. Эти декоративные, жизнерадостные, по-народному
полнокровные, заразительно-веселые композиции свидетельствуют о
рождении бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1565).
В начале 60-х годов Брейгель создает ряд трагических произведений,
превосходящих по силе выразительности все фантасмагории Босха.
Аллегорическим языком выражал Брейгель трагизм современной жизни
всей страны, в которой бесчинства испанских угнетателей достигли
наивысшей точки. Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них
злободневные события. Так, «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) —
это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне.
Солдаты даже изображены в испанской одежде.
Религиозный сюжет
приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. Одним из
последних произведений Брейгеля была картина «Слепые» (1568). Пять
обреченных судьбой страшных калек, не понимая, что с ними
происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком. Только один
из них обращен к зрителю лицом: на нас смотрят пустые глазницы,
страшный оскал рта. Эти людские маски кажутся еще страшнее на фоне
спокойного, безмятежного пейзажа с церковью, безлюдными холмами и
зелеными деревьями. «Слепые», несомненно, имеют символическое
значение. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых — это
жизненный путь всех людей. Серо-стальной тон живописи с сиреневыми
оттенками усиливает состояние безысходности. Это одно из тех
произведений, в котором художник выразил и собственное трагическое
мироощущение, и дух своего времени. Брейгель умер рано. Но он сумел
сконцентрировать в своем искусстве достижения нидерландской живописи
предшествующей поры. В последних десятилетиях XVI в. в ней не было
уже ни одного художника, хоть сколько-нибудь равного этому мастеру.
Героическая борьба нидерландцев за свою независимость, начавшаяся
еще при жизни Брейгеля, завершилась только в следующем столетии,
когда Нидерланды разделились на две части, а нидерландское искусство
— соответственно на две школы: фламандскую и голландскую.
В нидерландском
Возрождении было и итальянизирующее течение, так называемый
романизм. Художники этого направления следовали (по возможности)
традициям римской школы и прежде всего Рафаэлю. В творчестве таких
мастеров, как Я. Госсарт, П. Кук ван Алст, Я. Скорелль, Ф. Флорис и
др. удивительно сочетались стремление к идеализации, к итальянской
пластичности форм с чисто нидерландской любовью к подробностям,
повествовательности и натурализму. Как верно сказано (В. Власов),
подражательность нидерландских романистов смог побороть лишь гений
Рубенса — уже в XVII в.
|
|
|