Все статьи
АРХАИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
<<--- --->>
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
|
Еще в VI в. до
н. э. Афины стали главным городом Центральной Греции, основным
очагом греческой культуры. В конце века реформами Клисфена была
закреплена победа демократии над аристократией. Здесь родилось искусство театра, впервые были записаны
греческие поэмы, здесь устраивались первые Панафинейские торжества в
честь богини Афины. В архитектуре V в. до н. э. развивался всё тот же тип
храма-периптера преимущественно дорического ордера. Пропорции его
стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и
простоту. Так, число колонн стало определенным: по длинной стороне
вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (например, 13:6 или 17:8).
Архитектура V в. до н. э. предстает перед нами в гармонии со средой,
в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. В
период ранней классики, так называемого строгого стиля (490—450 гг.
до н. э.), скульптура носит переходный характер от архаики к
классике. Это прекрасно видно на фронтонных группах храма Афины
Афайи на острове Эгина (около 490 г.), найденных в начале XIX в. и
реставрированных Торвальдсеном: фигуры греков и троянцев,
сражающихся за тело Патрокла, еще статичны, в их пластике много от
архаических куросов, включая и «архаическую улыбку».
Иначе это решено в
скульптурах знаменитого храма Зевса в Олимпии (470—456 гг. до н.
э.), открытых раскопками также в XIX столетии. На восточном фронтоне
храма изображен миф о состязании на колесницах царя Эномая и Пелопса,
на западном — борьба лапифов с кентаврами, в метопах — 12 подвигов
Геракла (фрагменты скульптуры находятся в музее города Олимпия). Все
фигуры взаимосвязаны, объединены единым движением и при всей суровой
величественности вполне жизненны. Образ атлета — попрежнему самая
распространенная тема скульптуры. Совершенную человеческую красоту —
вот что стремились воплотить греки в образах атлетов. Но создать ее
непросто, она состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души
с соразмерной красотой тела, писал Лукиан. Фигура дельфийского
возничего из композиции, созданной около 476 г. до н. э. неизвестным
мастером по желанию одного из победителей в состязаниях на
колесницах, в ниспадающем складками хитоне, напоминает
величественную дорическую колонну с каннелюрами. Лицо полно
сдержанной силы, спокойствия, торжественности и благородства, линии
лба, носа, бровей и губ безупречны по рисунку. Идеально прекрасный
образ не лишен, однако, жизненности. В зрачки глаз были вставлены
цветные камни, что оживляло выражение. Фигура отлита в бронзе,
ставшей с этого времени любимым материалом.
Известны не только
анонимные произведения V в. до н. э. В это время в Афинах работали
скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Многие статуи их дошли до нас
лишь в римских мраморных копиях I—II в. н. э. Наиболее известен
среди работ Мирона из Элевтер «Дискобол» (около 460—450 гг. до н.
э.), изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед
броском диска. Мирону первому удалось передать в статичном искусстве
живость движения, внутреннее напряжение фигуры. В другом
произведении — «Афина и Марсий», исполненном для афинского акрополя,
лесное существо Марсий выбирает музыкальный инструмент среди
разбросанных у его ног, рядом стоит взирающая на него с гневом
Афина. Обе фигуры объединены действием. Интересно отметить, что,
хотя Марсий выступает здесь как существо, выражаясь современным
языком, отрицательное, лишь в его неправильном лице подчеркивается
отсутствие совершенства, тело же его идеально прекрасно.
Поликлет из Аргоса
работал уже в период высокой классики, в середине и второй половине
V в. до н. э. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета,
который стал нормой и образцом. Им был написан теоретический трактат
«Канон» (мера, правило), где скульптор точно рассчитал размеры
частей тела исходя из роста человека как единицы измерения
(например, голова — 1/7 к росту, лицо и кисть
руки — 1/10, ступня — 1/6
и т. д.). Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных,
спокойно-величественных образах «Дорифора» (Копьеносца; 450—440 гг.
до н. э.), «Диадумена» (атлета, увенчивающего свою голову победной
повязкой, около 420 г. до н. э.) и «Раненой амазонки»,
предназначавшейся для знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Поликлет
воплотил в своих статуях прежде всего образ идеального
свободнорожденного гражданина полиса, города-государства Афин.
Третьим величайшим
скульптором V в. до н. э. был уже упомянутый афинянин Фидий. В
480—479 гг. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища
на Акрополе. Среди развалин священного храма Фидий создал
семиметровую бронзовую статую Афины-воительницы, Афины-Промахос, с
копьем и щитом в руках, как символ возрождения города, его мощи и
непримиримости к врагам. Как и все последующие работы Фидия, статуя
погибла (она была уничтожена крестоносцами в Константинополе в XIII
в.). Около 448 г. до н э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса
для храма Зевса в Олимпии Лицо, руки и тело бога были выложены
пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из
драгоценных камней, плащ, сандалии, оливковые ветви на голове,
волосы, борода — из золота (так называемая хрисоэлефантинная
техника). Зевс восседал на троне, держа в руках скипетр и фигуру
богини победы. Скульптура пользовалась огромной славой, но и она
погибла в V в. н. э.
|
|
|