Все статьи
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
<<--- --->>
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
|
В греческой скульптуре
на смену мужественности и суровости образов строгой классики
приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит
отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. Конец V—IV
века до н. э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования
идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в
борьбе с материалистической философией Демокрита, время сложения и
новых форм греческого изобразительного искусства. Так, в
единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя
мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а
также вестника, «курьера» богов; статуя исполнена около 330 г. до н.
э. и была найдена в Х-IX
в. в Олимпии) мастер изобразил прекрасного юношу, небрежно
облокотившегося на пень, в состоянии покоя и безмятежности.
Задумчиво и нежно он глядит на младенца Диониса, которого держит на
руках.
На смену мужественной красоте атлета до н. э. приходит
красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная.
На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски:
красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Особой славой
пользовалась другая скульптура Праксителя — статуя Афродиты Книдской.
Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской
фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники
писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой
богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую
рядом вазу. Оригинал статуи Афродиты Книдской, к сожалению, не
сохранился.
Героям Праксителя не чуждо лирическое чувство, отчетливо
выраженное, например, в его «Отдыхающем сатире». Подобные черты
развились еще ранее, в пластике учеников фидиевской школы,
достаточно указать «Афродиту в садах» Алкамена, рельефы балюстрады
храма Нике Аптерос или надгробие Гегесо неизвестных мастеров. Но в
образах поздней классики это лирическое начало соседствует с чертами
душевной взволнованности, томления, грусти, задумчивости,
созерцательности.
Скопас, уроженец
острова Парос, был современником Праксителя. Он участвовал в
создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея совместно с
Тимофеем, Леохаром и Бриаксисом. В отличие от Праксителя Скопас
продолжил традиции высокой классики, создавая образы
монументально-героические. Но от образов V в. их отличает
драматическое напряжение всех духовных сил. Порыв страсти, выражение
страдания, даже какого-то трагического надлома нарушает гармоничную
ясность.
Всё это опосредованно выражает трагический кризис этических
и эстетических идеалов классической поры. В состоянии экстаза, в
бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога
Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута,
волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном
ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. Игра
светотени усиливает динамику образа. В отличие от скульптуры V в.
Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон.
Лисипп — третий
великий скульптор IV в. до н. э. (370—300 гг. до н. э.). Работал он
в бронзе и, если верить древним писателям, оставил после себя 1500
бронзовых статуй, которые до нас в подлиннике не дошли. Лисипп
использовал уже известные сюжеты и образы, но стремился их сделать
более жизненными, не идеально совершенными, а
характерно-выразительными. Так, атлетов он показывал не в момент
наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после
состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя
песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота
волосы.
Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже
представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления,
ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать
дальше в своих крылатых сандалиях. Утомленным от подвигов изображает
Лисипп и Геракла («Отдыхающий Геракл»). Лисипп создал свой канон
пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и
стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9
фигуры).
Лисипп был многогранным художником. Придворный скульптор Александра
Македонского, он делал гигантские многофигурные композиции, например
баталию из 25 фигур всадников, статуи богов (например, Посейдона,
установленную на Коринфском перешейке у самого моря), портреты (не
один раз он изображал Александра Македонского, лучший из портретов
знаменитого полководца несет в себе черты почти трагической
смятенности).
|
|
|