До коридора средством межкомнатной
коммуникации служили, как известно, галереи, вестибюли и
тамбуры. Галереи (от итальянского galleria - крытый проход)
могли быть наружными или внутренними, крытыми и нет.
С первой половины XVI века галереей называется обширный зал
с рядом окон в одной из продольных стен.
Внутренние тамбуры (от французского слова "tambour" - барабан)
группировали вокруг себя две-три комнаты. Дверь из тамбура
(или сеней) вела в проходную комнату, которая, в свою
очередь, соединялась с другой, изолированной. Большее
количество комнат выходило в вестибюли. Таким образом,
структура большого дома была дробной и крайне запутанной.
В середине XVIII веке начинает применяться
анфиладный принцип сообщения. В больших домах дворцового
типа могло быть несколько видов анфилад: линейная, круговая,
Г-, П-, Е-образная. Сложные виды анфилад позволяли разделять
помещения по группам (парадные, приватные, служебные) и не
допускать пересечения межкомнатных коммуникаций.
Коридоры возникли лишь во второй половине XVIII века
на жилых и служебных этажах. Парадные помещения по-прежнему
соединялись анфиладно. Только в девяностые годы XVIII
столетия коридор перешел из разряда тесных и темных
помещений в разряд парадных. Но, несмотря на это, продолжал
оставаться узким и плохо освещенным. Наличие коридора
позволяло значительно сократить количество междуэтажных
лестниц. Коридор
использовали как выставочную галерею с установленными вдоль стен шкафами. Живописные
или графические миниатюры, повешенные через равные
промежутки и с соответствующей подсветкой, делали его
элегантным.
Середина XX века превратила
коридор в своеобразный символ новой жизни. Роскошные квартиры и усадьбы с
парадными анфиладами "перекраивались" в цепочки комнат,
соединенных длинными и темными коридорами. Коридор играл
роль коллективной кладовой, игровой, гостиной и
становился узким и неудобным.В домах-коммунах эпохи
конструктивизма он приобрел едва ли не доминирующую
роль. Одинаковые жилые ячейки связывались друг с другом
длинными коридорами. Коридоры объединяли жилые помещения
с прачечными, детскими садами, библиотеками. Дальнейшее
существование коридора ничем не омрачалось. Он стал как
никогда парадным и занял в квартирах партийной элиты
значительное место. Огромные коридоры сохранившихся
номенклатурных санаториев поражают своими размерами,
лепниной в стиле классицизма и неизменными красными
ковровыми дорожками.
|