Все статьи
--->>
ОСТРОВ КРИТ
|
В формировании
искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль
сыграло так называемое эгейское, или крито-микенское искусство.
Эгейская культура сложилась и развилась в III—II
тысячелетиях до н. э. и была создана племенами, обитавшими на
острове Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии. В 1871 году
немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на Гиссарлыкском холме еще
«догомеровские» города, которые можно датировать III тысячелетием до
н. э. и которые относятся к предыстории эгейской культуры. Вскоре
Шлиман начал раскопки на Пелопоннесе; им и В. Дёрпфельдом были
раскопаны Микены, а в начале XX века английский археолог А. Эванс
открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите. Он
первый поставил вопрос о связи критского искусства с искусством
Древнего Востока, прежде всего, Египта, ему также принадлежит и
периодизация эгейской культуры. Периоды, на которые Эванс предложил разделить
эгейскую культуру, называются минойскими (ранний, средний и поздний)
— по имени легендарного царя острова Крит Миноса. Это о Крите и его
былом писал римский поэт Вергилий в I в. до н. э.: «Крит, великого
Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это
нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства...»
Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э. Еще с XVIII в.
до н. э. главным среди городов Крита стал Кносс. Кносский дворец,
насколько можно судить по раскопкам, был создан древними зодчими с
большим мастерством, с учетом особенностей ландшафта. Дворец
расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса
является прямоугольный двор (60х28 м). Вокруг двора свободно и
естественно группируются помещения, в разных своих частях дворец был
разноэтажным. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми
комнатами, святилища — гимнастическими залами, бассейнами (критянам
был известен водопровод), открытыми площадками (как предполагают
ученые, для театральных представлений и религиозных церемоний).
Особенностью строительной техники Кносского дворца, построенного из
кирпича-сырца и камня, являются деревянные на каменной базе колонны,
расширяющиеся кверху. Стены парадных зал дворца были расписаны
фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая,
синяя, красная, желтая краски составляют праздничную гамму.
Изображения — это запечатленная реальность, цветы, папирусы, листья
пальм — пальметты, лилии, птицы, кошки, обезьяны. Особенно часто
появляется фигура быка: игры с этим животным, видимо, имели особое
распространение и какой-то ритуальный смысл. В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены изображены среди папирусов
сказочные существа — грифоны (львы с орлиными головами). На стенах
Кносского дворца множество человеческих фигур, то исполняющих
какой-то религиозный обряд, то являющих собой данников с дарами,
участников театральных представлений, пиров. Всё это изображено
живо, непосредственно, свободно, с непременными яркими реалиями
быта. Условность изображений человеческих фигур сказывается в том,
по лицо обычно изображено в профиль, а глаза (глаз) — в фас. В
сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупного) и
людей.
Монументальной скульптуры на Крите не найдено. Не было и огромных
статуй богов, так же, как и культовых сооружений — храмов. Видимо,
критяне поклонялись богам на природе, в священных рощах или
пещерах. Но известен большой (более 2 м в высоту) раскрашенный
рельеф с изображением «царя-жреца». Маленькие фигурки, резьба по
камню, художественные изделия из бронзы, золота и серебра, расписная
керамика встречаются на Крите в большом количестве и все — высокого
художественного качества. Критяне особенно искусно умели передавать
мир подводного царства: изображенный на одной из ваз осьминог
кажется движущимся по ее поверхности, хищно охватывающим сосуд, как
свою жертву.
|
|
|