НОВОСТИ ИСКУССТВА

--->> следующая страница

Выставка "Пол Маккартни. Живопись". Больше 40 работ певца составляют экспозицию. Это полотна, которые Сэр Пол Маккартни создал в период с 1988 до 1999 года. Пол Маккартни в течении длительного времени занимается живописью, но не засчитывает себя в профессиональные художники.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Истанбул в тени. На своей первой персональной выставке «Истанбул – Силуэты и Тени» киевский фотохудожник Елена Морандо представляет часть многолетнего фотопроекта о городе, ставшем для нее второй родиной. В работах Морандо Истанбул черно-бел и контрастен, почти графичен. В нем обитают странные тени – то ли люди, то ли призраки. Фотохудожница любит экспериментировать с эффектом светотени, посему слово светопись – живопись светом – несомненно относится к ее работам.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Красота до изнеможения. Фонд культуры «Екатерина» на Лубянке прежде показывал в монографическом формате (сборные выставки не в счет) классиков современного искусства -- шестидесятника Владимира Янкилевского, режиссера и художника по совместительству Роберта (Боба) Уилсона, фотографа Андреаса Гурского... «Не по чину берешь». Когда смотришь живопись или видео Алимпиева на сборных выставках, действительно непонятно.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Найденные в Молдавии картины не принадлежали Эрмитажу. Две картины, которые Молдавия планировала передать Государственному Эрмитажу, не являются работами Василия Поленова и Бориса Иогансона, сообщает РИА Новости со ссылкой на директора Национального художественного музея Молдавии Тудора Збрыню. Как заявил Збрыня, проведенная его музеем экспертиза не подтвердила, что картины принадлежали Эрмитажу. О намерении молдавских властей вернуть обнаруженные на территории Молдавии и якобы пропавшие из Эрмитажа в 2006 году картины стало известно в начале июня, во время встречи молдавского президента Владимира Воронина с его российским коллегой Дмитрием Медведевым. Позднее сообщалось, что мнимые работы Поленова и Иогансона сотрудники правоохранительных органов Молдавии изъяли при попытке их продажи в Кишиневе. Эрмитаж после этого распространил официальное заявление, в котором сообщалось, что в 2006 году кражи картин из его фондов зафиксированы не были. Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) и ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области также заявили, что не знают о краже пресловутых картин.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Крестный отец русского авангарда. Пушкинский музей хотя и поторопился с юбилеем футуризма, все же поступил правильно. Ведь когда точно по календарю будут отмечать его круглую дату (именно 20 февраля  1909 года идеолог движения, литератор Филиппо Маринетти опубликовал в парижской газете  Le Figaro манифест нового искусства), все лучшие вещи уже разойдутся по большим музейным выставкам. Пока же есть возможность до конца лета отпраздновать российский день рождения искусства будущего. А для этого есть основания, поскольку ветвь итальянского авангарда прижилась в России, пустила корни и даже дала несколько причудливых отростков, которым впоследствии удивлялся и Маринетти.

На первый взгляд, если говорить о живописи и графике,  итальянский и русский футуризм - два сапога пара. Что ни холст, то ломаные, двоящиеся контуры предметов, беспорядочная мозаика цвета. Это нечто похожее на французский кубизм, но с явными сдвигами по фазе. Оттого-то парижане во главе с Аполлинером приняли в штыки новации Маринетти. А русские авангардисты приняли итальянца почти с распростертыми объятиями, когда он приехал в Россию читать лекции в 1914 году. Но и раньше отечественная художественная молодежь была в курсе того, что делали итальянцы Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра. Впрочем, понимали футуризм в России довольно своеобразно. Хотя итальянцы и звали к разрушительному творчеству и  призывали «плевать на алтарь искусства», однако за ремесленной стороной творчества следили. Будучи в основном анархистами, они устанавливали своеобразные каноны футуристического жизнестроительства. Поэтому и выпускали руководства, такие как «Технический манифест футуристической живописи» и «Манифест о футуристическом танце».

При более внимательном взгляде на работы итальянских возмутителей спокойствия эту техничность нельзя не заметить. Например, Балла методично занимался раскадровкой движения («Полет ласточки»), а Боччони технично плющил и разминал бронзовые скульптуры. Другие футуристы были почти что инженерами. Например, Луиджи Руссоло, который придумал «шумоинтонаторы» - своеобразные механизмы, воспроизводившие уличный гул и шум. Такие приспособления привезли и на выставку. Футуризм со временем вошел и в архитектуру. Уже в 1920-е годы Антонио Сант-Элиа придумывал проекты фантастических небоскребов и целых кварталов. Да и в целом на волне этого  «разрушительного творчества» итальянское искусство продержалось почти до начала 1930-х годов.

О том, как в России понимался футуризм, довольно метко высказался Владимир Маяковский, описывая одно из радикальных выступлений его представителя. «Взбалмошный, в рыжих вихрах детина, немного неумный, немного некультурный, но всегда, о! всегда смелый и горящий…» - отметил поэт. Иначе говоря, русский футуризм - не столько анархия в западноевропейском смысле, сколько своеволие, стремление к хаосу и веселому художественному беззаконию. Этим он и интересен и своеобразен, плюс вечное русское желание говорить сразу обо всем, и в первую очередь о самом себе. В России, к примеру, появился эгофутурист Игорь Северянин, а у художников - кубофутуризм, смесь кубизма и футуризма. Так или иначе через этот «-изм» прошло много художников - Ларионов, Гончарова, Малевич, Розанова, братья Бурлюки, Лентулов, Шевченко, которые впоследствии пошли разными путями. Одни потом еще вспоминали итальянского «крестного отца», то есть итальянский футуризм, другие ушли дальше него. Как, например, те, кто пошел искать иное существование по другую сторону «Черного квадрата».