В 1513 году Леонардо переехал в Рим под покровительство папы Льва X из рода
Медичи. Мастер надеялся получить заказ на «Страшный суд» — главную фреску
Сикстинской капеллы, но вожделенный заказ достался давнему сопернику
мастера, Микеланджело. Однако тот вроде бы не спешил приступать к «Страшному
суду». Леонардо втайне начал работу над эскизами «Страшного суда», однако
никакого заказа от Ватикана мастер так и не дождался. «Медичи вскормили меня
— они же меня и уничтожили», — писал Леонардо в дневнике.
С 1506 года Леонардо был в Милане, где
хозяйничали французы. Там он создал знаменитое полотно «Святая Анна с Марией
и Младенцем Христом», спроектировал судоходный канал и продолжал исследовать
загадки природы.
Подобные разочарования преследовали Леонардо
всю жизнь. Его знатные покровители не осознавали масштаб личности да Винчи и
использовали его гений для осуществления сиюминутных потребностей и
капризов. Так, при миланском дворе герцога Сфорца Леонардо подвизался прежде
всего как организатор праздников, а Чезаре Борджиа видел в гениальном
живописце инструмент для реализации политических и военных амбиций. Впрочем,
сам Леонардо философски смотрел на отношения с сильными мира сего, прекрасно
понимая преходящий характер их славы. «Сколько ушло императоров и сколько
князей, и не осталось о них никакого воспоминания! А они добивались
государств и богатств только для того, чтобы оставить славу о себе», — писал
Леонардо да Винчи. Зато выдающиеся достижения в области науки и искусства,
как предсказывал Леонардо, поистине стали "трубным гласом своего творца.