Все статьи
ОБРАБОТКА КАМНЯ
<<---
--->>
КАМНЕРЕЗНАЯ МАСТЕРСКАЯ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАМЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Первые
изделия, пробы в изготовлении ваз, как, впрочем, и
других предметов, нужно начать с простейших форм
небольших размеров и использовать наиболее доступный и
податливый материал, пожалуй, лучше всего поделочный
гипс. Затем уже, приобретя навыки, почувствовав камень и
собственное мастерство, можно (да и прекрасные камни
сами потянут) работать и с благородными самоцветами.
Выбрав образец декоративного сосуда, необходимо изучить
его геометрию, формы. Переходы из одного объема в
другой, из одной части в другую и составить план работы.
Затем нужно сделать наброски, эскизы и сам рабочий
чертеж-рисунок, точную модель будущей вазы. Для начала
вазочку можно вылепить из пластилина, максимально
приблизив к образцу. Да и при работе с гипсом отдельные
части хорошо бы сначала делать слепком, а уж потом
резцом из мягкого камня. Такова простейшая технология
начального этапа.
Работа с материалами более твердых пород, естественно,
более трудоемка. Разнопородные камни обладают и разными
свойствами, преподносят свои сюрпризы, например
внутренние трещины. Мастер должен развивать чутье к
материалу, аналитическую наблюдательность, делать точный
выбор. Ну, а уж если случится пропустить какой-то дефект
в заготовке, отчаиваться не нужно: есть способы его
устранить. Здесь уже нужны выдумка, терпение и сноровка,
чтобы спасти свое изделие. Ведь дефект (тот или иной)
может обнаруживаться в завершающей стадии, возможно,
даже при обтачивании или шлифовке. Важен также выбор
инструмента, технологического подхода к обработке куска
(глыбы) породы.
Стальной цилиндр, зубило, пила, резец, точило — мастер
должен решить, какой именно инструмент выбрать для
обработки камня в той или иной его части, как делать
выемку, учитывая твердость, плотность, хрупкость,
спайность и другие качества материала. А может быть,
необходимо применить комбинированную техническую
обработку (то есть в разных частях заготовки подойдут
разные инструменты), обсечку, скалывание, распиловку и
так далее. И не забывайте: оттого, что именно вы
изготавливаете, зависит, нужно ли отделывать ту или иную
деталь композиции, или оставить природу камня
нетронутой. А та часть, что требует шлифовки и
полировки, усилит выразительность изделия, сделает его
естественным, вдохнет в камень жизнь, заставит ею
светиться как бы изнутри.
Величину куска заготовки нужно соизмерять с проектом
(образцом), подбирать оптимального размера. Чтобы не
обтесывать
лишнее и в целях собственной производительности, и в
целях экономии декоративного материала. Но и чтобы с
запасом на издержки производства, то есть случайные, не
предусмотренные проектом отколы камня и другие изъяны в
форме предмета. Если же по этой причине образец не
повторить, можно несколько изменить конфигурацию изделия
или найти какой-то спасительный композиционный ход.
Приступать к окончательной обточке, а затем шлифовке и
полировке желательно после завершения всех камнерезных
работ, после сверки всех частей, деталей и изделия в
целом с чертежным или лепным его проектом.
Резьба по камню, орнамент или какие-то другие резные
украшения, аппликации из другого камня или иного
материала, элементы из металла должны добавляться к
вырезанной вазе при соблюдении чувства меры, с
соблюдением пропорций и контролем по поводу их
надобности вообще. Прекрасные сами по себе и богатые
природным рисунком самоцветы (яшма, орлец, малахит,
лазурит) зачастую не требуют этих декоративных добавок,
которые могут не украсить, а испортить художественные
достоинства вашего произведения.