ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИНА <<--- --->> ВИННЫЙ ПОГРЕБ
КАК ОЦЕНИТЬ ВИНО
В отличие от многих других произведений искусства, вино можно по достоинству
оценить, только купив и употребив его в самом буквальном смысле слова. Кроме
денег, вам, однако, понадобится еще кое-что:
1. Нос. Вкус вина на девяносто процентов воспринимается через нос. Если у
вас случится тяжелая простуда, вы сами легко в этом убедитесь. Самый выдающийся
нос в мировом винном бизнесе принадлежит дону Хосе Игнасио Домешу, который
представляет известную фирму по производству хереса: длинный, словно клюв у
дятла, нос этот будто специально создан, чтобы проникать внутрь сужающихся книзу
хересных рюмочек, называемых «копиты». Тем, кто профессионально дегустирует не
херес, а другие вина, столь внушительный аппарат без надобности, однако его
внутреннее устройство должно быть не менее чувствительным.
2. Штопор. Порядочное вино продается в бутылке с пробкой, для извлечения
которой, как это ни прискорбно, до сих пор не изобретено сколько-нибудь
удовлетворительного приспособления. Излишне объяснять, почему в былые времена
среди господ холерического темперамента было заведено обезглавливать бутылки
раскаленными докрасна каминными щипцами, но ныне этот обычай совершенно вышел из
моды, да и не всегда это удобно, согласитесь: как минимум, под рукой должен быть
зажженный камин. Можно порекомендовать раскошелиться на профессиональный штопор,
так называемый «нож соме лье», или на супер эффективную рычажную модель по цене
авиабилета из Лондона в Бордо — это, понятно, для тех, кто подходит к проблеме
серьезно и основательно (с помощью такого агрегата даже дряхлые старушки играючи
справятся с самой упрямой пробкой).
Легче сказать, от каких штопоров следует решительно отказаться: от пузатых, по
форме напоминающих русскую матрешку (во-первых, вам не видно, что вы делаете, а
во-вторых, ручка норовит оторваться, когда вы еще только на полпути к цели); от
рычажных с двумя колесиками наверху (эти буравят дырки насквозь, а чуть
зазеваешься, можешь колесиком и палец прищемить), от помповых, когда пробку
выталкивает закачанный внутрь воздух, — того и гляди, вся бутылка разлетится.
Словом, лучше не мудрить, а взять наипростейший штопор — главное, чтобы у него
была прочная спираль и удобная, крепко насаженная ручка. И между прочим, это еще
вопрос — что сильнее заворожит зрителей: когда вы без усилий извлекаете пробку с
помощью хитроумной механики или когда, попыхтев и попотев, открываете бутылочку
старым дедовским способом.
3. Из чего пить. В общем и целом всё сходятся на том, что вино лучше
всего пить из стеклянной посуды — все, кроме определенной категории любителей
этого напитка, которым любая емкость сгодится, лишь бы не подтекала. Стеклянная
посуда имеет то несомненное преимущество, что не оказывает влияния на присущий
продукту запах — в отличие от, скажем, кожаных фляг, металлических кубков или
бальных туфелек. И вы хотя бы отчетливо видите, что пьете. Величина и форма не
столь существенны, хотя для большинства вин знатоки рекомендуют сужающиеся
кверху бокалы с широким дном (форма «тюльпан»), потому что они собирают букет.
Если оставить в стороне это соображение, то чем проще, тем лучше — легче потом
будет мыть.
4. Графин. Если вы просто вынули из бутылки пробку и рассчитываете, что
тем уже дали вину «дышать», то вы глубоко заблуждаетесь, поскольку площадь
соприкасающейся с воздухом поверхности ничтожно мала. Чтобы заставить вино
«дышать» как полагается, вам нужно, открыв бутылку, налить из нее немного в
бокал. Тем самым вы не только дадите вину «подышать», но и опрокинете рюмашку
для бодрости, пока главное действо еще только готовится. Графин — не строго
обязательная принадлежность ритуала, если только вы не имеете дела с красным
вином или высококачественным марочным портвейном, которые имеют свойство давать
осадок на дне бутылки. До сих пор нет единого мнения относительно того, следует
или нет переливать в графин бургундское. Переливая вино в графин, вы не только
отделяете его от осадка, но еще и обеспечиваете доступ к нему воздуха и тем
самым даете ему «дышать». Однако некоторые, особенно очень старые, вина
переносят эту процедуру неважно и, вступая в контакт с воздухом, быстро
выдыхаются. Так что хорошо подумайте, прежде чем решить переливать из бутылки в
графин какое-нибудь очень старое вино — может, лучше не стоит рисковать.
Белые вина, и херес в том числе, переливать в графин определенно не надо. Вину
это никак не на пользу, скорее во вред, и, кроме того, на зрителей переливание
желтоватой жидкости в прозрачный графин может произвести нежелательное и даже
отталкивающее впечатление: как-то уж все это чересчур по-медицински
натуралистично выглядит (вполне возможно, что именно по этой причине белое вино,
как правило, разливают в зеленые бутылки. А вот не самый дорогой портвейн
переливать в графин можно и нужно, если у вас есть намерение выдать его за
коллекционный. Итак, вы открываете бутылку и переливаете ее содержимое в графин,
следя за тем, чтобы туда не попал осадок, — для этого нужно просто вовремя
остановиться. Вроде бы ничего сложного. Но выглядеть это должно так, будто вы
выполняете задачу, требующую виртуозного мастерства. Вы должны стремиться к
тому, чтобы устроить волнующий спектакль в духе черной магии. Тут очень кстати
будет зажженная свеча — якобы для того, чтобы не пропустить момент, когда в
горлышке появится осадок, но в действительности только для нагнетания атмосферы
некоего священнодействия. Полная тишина, — выражение глубочайшей
сосредоточенности на челе, покуда последняя чистая капля не перейдет из одного
сосуда в другой. Исключительно важно не забыть понюхать пробку от бутылки, из
которой было только что перелито в графин вино, этой же пробкой затем можете
заткнуть горлышко графина.