Все
статьи
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ТРЕВОГИ <<--- --->>
ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ
Любая
тяжелая утрата — это, прежде всего, крушение наших
жизненных планов. Рушится, разумеется, не сама жизнь, а
только наше о ней представление и — главное —
представления человека о своем будущем. В целом эту
утрату вряд ли можно считать серьезной, ведь
утрачиваются только представления, однако для
нашей психики это, в каком-то смысле, утрата и самой
жизни. И за нашей депрессией здесь скрывается именно
тревога, внутреннее напряжение, ужас катастрофы: «Как
жить дальше?!» Впрочем, мы предпочитаем замалчивать эту
тревогу (хотя ее видно невооруженным глазом!), считая,
видимо, что тревожиться недостойно, что это как-то
некрасиво — тревожиться за свою жизнь, а потому нужно
«переживать по поводу утраты». В результате же эта
тревога не используется нами как средство выхода из той
тяжелой ситуации, в которой мы оказались, а просто кипит
и выкипает, дожидаясь пожарного, отводя эту роль
депрессии.
Это важное правило: думать нужно
о живых. Без толку сокрушаться, что мы чего-то недодали
тому, кого теперь уже нет. Лучше эти же силы потратить
на то, чтобы «додать» тому, кто еще с нами.
В нас нуждаются живые, умершим мы уже ничем не можем
помочь. Но, по странности, о тех, кто рядом, мы
постоянно забываем, а о тех, кого уже нет с нами, мы
печемся — мыслями, думами, ритуалами. Не лучше ли
«додавать» нашим близким при жизни? Не лучше ли, чтобы
они могли чувствовать нашу заботу и любовь сейчас, а не
тогда, когда уже будет поздно?
Важно
понять и другое: в трагической ситуации, а это наша
трагедия, думать о живых — это прежде всего думать о
себе. В нашем обществе, где личность конкретного
человека никогда не признавалась значительной ценностью,
подобная фраза звучит почти кощунственно. «Умер мой
близкий, а я буду думать о себе?!» Да. Кто сейчас
нуждается в помощи? Кому сейчас тяжело? Кто понес
утрату? Тот, кто потерял, а потерял сейчас я. Потому о
себе и о своей жизни и нужно в таких обстоятельствах
думать (не забывая, разумеется, и о тех живых, которые
понесли эту утрату вместе со мной).
Если же я не смогу выправиться, если я впаду в
депрессию, если я потеряю желание жить — это,
согласитесь, не лучшая память о том, кого теперь нет со
мной. Более того, это тяжкий груз, это бремя для тех,
кто со мной остался. Однако же мы предпочитаем думать и
страдать по умершим, не догадываясь даже, что тем самым
обрекаем на муки и себя, и тех, кто сейчас нуждается в
нас и в нашей помощи. Мы становимся обузой для своих
близких, которым и самим-то сейчас нелегко, и это
настоящий, подлинный, в самом худшем значении этого
слова, эгоизм.
Что ж, всему этому нужно положить конец. А силы, которые
выделила нам природа для переустройства своей жизни в
связи с пережитой трагедией, нужно использовать по
назначению. Иными словами, мы должны потратить свою
тревогу, свое напряжение на конструктивную и
созидательную работу: мы должны понять и принять
случившееся (а не биться в истерике, требуя, чтобы
Судьба повернулась к нам другим бортом), правильно
осознать свое положение, увидеть то многое, что у нас
осталось (наши близкие, наша работа и т. п.), осознать,
что сейчас главное и как правильно построить свою
жизнь в новых условиях.
Поэтому не растеряться, не сдаться под этим напором
потерь и неудач — самое важное. А для этого нам нужны
силы, и они у нас есть. Но, к сожалению, мы так часто
делаем из своего внутреннего напряжения тревогу, а эта
тревога быстро замораживается холодом депрессии. Сказанное выглядит слишком сухим,
прагматичным, может быть, даже кощунственным, но
трагедия требует действий, а не сантиментов и не
премьерных выступлений в роли «жертвы».
Прежде чем мы начнем
так или иначе реагировать на свое несчастье, необходимо
задуматься о том, как именно мы будем на него
реагировать, мы должны сами принять соответствующее
решение, а не отдавать себя на откуп психических
процессов.
Конечно, первое, что придет нам в голову — это впасть в
депрессию, начать страдать и мучиться. Но правильно ли
это, имеет ли это смысл, нужно ли это нам и нашим
близким? Скорее всего, нет. Мы нужны сильными и себе, и
нашим близким. Помните, у нас всегда есть возможность
выстоять перед лицом трагедий, пережить их и жить
дальше.
Не думайте, что в этой ситуации нужно делать многое,
принимать большие и серьезные решения, от нас сейчас
требуется малое: небольшие, но конструктивные поступки.
Мы должны продолжать жить, сосредоточивая свои силы на
том, что мы считаем самым важным. Один маленький, но
правильный шаг стоит многих больших ошибочных шагов.
Напряжение, возникающее у нас в ситуации острого
стресса, дано нам как экстренная гуманитарная помощь.
Если использовать его для адаптации к новым условиям
жизни, то мы сможем справиться со свалившейся на нас
бедой. Если же мы не будем использовать ее для этих
целей, ей придется преобразоваться в тревогу, а за
тревогой последует и депрессия. Вот почему так важно
своевременно направить ее в нужное русло, начать
приспосабливать к новой жизни, осуществлять то, что
станет для нас залогом будущего, свободного от депрессии
и извечной подавленности.
Вторая оговорка касается «ритуала скорби», столь
y
нас популярного. Гибель близкого предполагает
переживание скорби, то есть состояния подавленности и
тоски, а также приема и выдачи соболезнований. Все мы
знаем, что это необычайно тяжело — и соболезновать, и
принимать соболезнования. Но традиция требует, и потому
ритуал скорби живет и побеждает, зачастую, впрочем, это
победа над жизнью, а не над смертью. Именно поэтому
многим так тяжело выйти из этой, по сути, игры.
Подумайте, если бы вы сами умерли, хотели бы вы видеть,
как ваши близкие убиваются от горя, стенают и мучаются?
Вряд ли. Наверное, лучше было бы, если бы они справились
со своим горем и просто вспоминали о нас с любовью и
благодарностью. И лучше уж пусть они смеются на наших
похоронах, вспоминая о пережитых некогда с нами минутах
радости, нежели плачут, страдая от того, что этих минут
уже более никогда не будет. Ведь, право, хочется, чтобы
они были счастливы.
|