ПУРИЗМ в ИНТЕРЬЕРЕ

 

 
 

Этностиль <<---  --->> Фэн-шуй


Оформление пуризма, как художественного течения, произошло ещё в начале ХХ века. Усталость от изощрённых форм предыдущего искусства заставила художников и архитекторов вновь обратиться к простейшей геометрии. "Пуризм" в переводе с французского означает "стремление к совершенству". Зодчие стали всячески импровизировать с простыми формами и составлять из полученных кубических деталей различные композиции. Вскоре идеи пуризма коснулись и мебели. В 20-е годы знаменитые архитекторы  предложили миру аскетичные кресла и стулья на тонких металлических трубчатых ножках.

Сегодня дизайнеры мебели, работающие в таком ключе, на вопрос - чем же минимализм лучше, скажем, очаровательных "кренделей" времен Людовика XVI, отвечают, что эти формы вне времени. Потому что геометрия - больше, чем мода. Она универсальна и вечна. Когда-то архитектор Ле Корбюзье хотел свести мебель к набору стандартных деталей, чтобы удешевить ее производство. Он считал, что человеческие потребности немногочисленны и идентичны для всех людей. Однако, всё вышло с точностью до наоборот - то, что когда-то создавалось с мыслью о стандартном потребителе, сегодня превратилось в нечто эксклюзивное просто из-за имени своего создателя. В чём же шик? - спросит потребитель, разглядывая, казалось бы бесхитростную мебель. Но она только на первый взгляд бесхитростна. В дешевой мебели не найдешь, во-первых, ничего остро индивидуального, а во-вторых, никаких дорогих материалов. Если же сравнить произведения разных дизайнеров, то станет очевидно, что те самые две-три линии, определяющие форму, разнятся, как почерк. Кроме того, дорогие вещи изготавливают с помощью высоких технологий, из наилучших материалов - словом, "на века".

Пуризм в дизайне обращается к чистой архитектонике, обнаженной форме, функциональной и совершенной с эстетичной точки зрения. От других направлений дизайна пуризм отличает сдержанность и рациональность. Но в отличие от технизированного функционализма или хай-тека, пуризм имеет живое и чувствительное естественное наполнение, которое делает его одним из самых одухотворенных стилей нашего времени. С функциональностью пуристической мебели тоже не всё просто. С тех пор, как создатель первых чикагских небоскребов Генри Салливен произнёс сакраментальную фразу "формы следуют за функцией", какие только формы не оправдывались их функциональным смыслом. Да и функция, если разобраться, - не такая уж однозначная вещь.

Главная функция (или предназначение), к примеру, кресла заключается в том, чтобы человек мог удобно в нем расположиться. И тут оказывается, что один "мурлыкает" от удовольствия, погружаясь в удобные недра сооружения, а другой испытывает восторг свободы, ерзая на пластмассовом сиденье. То есть, в конечном итоге выбор остаётся за каждым из нас. Во Франции принято организовывать большие объемы интерьеров (там они называются салонами). Салон, как правило, решается таким образом: его центральным элементом является стол для аперитива довольно большого размера. Вокруг него сосредоточиваются кресла и диваны. Сегодня этот стиль завоевал многие европейские страны.  Но, чем же разнятся европейские минималистические тенденции?

В чистом виде минимализм сегодня европейцу не интересен. Французы вносят в минимализм больше декоративности, больше цветовой культуры и эстетизма. Они дополняют интерьеры достаточно большим количеством интересных аксессуаров. Что касается разницы между чистыми линиями во Франции и, например, Италии, то итальянцам свойственно обустраивать интерьеры с еще большим блеском, существенно оживляя их. Если французский пуризм несет в себе дух мастера, то итальянцы это творчество ставят на индустриальный промышленный поток. В большинстве своем итальянцы занимаются индустриальным дизайном, а французы относятся к своим работам как к индивидуальным творческим проектам. Французские художники никогда не планируют ничего надолго, они руководствуются сегодняшними эмоциями. Итальянцы занимаются интерьером как бизнесом, а для французов - это творчество. Поэтому в их интерьерах чувствуется особый дух.