В эпоху рококо (первая половина XVIII века)
зародилось представление об интерьере как целостном
ансамбле. Архитекторы в своих проектах стремились
достичь полного декоративного единства всех составляющих
комнатного убранства: росписей и орнамента стен и
потолков, отделки пола, форм мебели, расцветок
драпировок и обивочных тканей. Однако, самым популярным
из «больших» исторических стилей в современном
постсоветском интерьере стал модерн (он же «ар
нуво», он же «югендстиль»). Само сочетание «исторический
стиль модерн» звучит несколько парадоксально, ведь слово
«модерн» и значит «современный».
Стиль возник на рубеже XIX-XX веков, как попытка преодолеть засилье аляповатой
эклектики с её противоречием между фактурой и декором.
Именно модерн первым попытался не просто механически
соединять разные стили, а произвести их синтез, «оживить»,
в соответствии с технологиями нового времени. Интерьер в стиле "модерн" – это не новые формы и мотивы, а сочетание конструкций и
объединяющий декор.
Ансамблевое решение интерьера становится своеобразным,
между комнатами образуются разнообразные связи, в
результате чего пространство становится текучим и
динамичным. Текучесть, динамика, плавные переходы –
вообще характернейшая черта модерна. Таков же и декор,
неразрывно связанный с планировкой. Контуры и формы как
будто вытекают один из другой. В декоре господствуют
изысканные изящные линии: в основном, это плавно
изгибающийся растительный орнамент (известный под
оригинальным названием «удар бича»). Стены окрашиваются
в пастельные тона и нередко расписываются.
Игра с формами прошлого не мешает модерну
переосмысливать технические достижения своего времени.
Стиль свободно пользуется новыми материалами (во время
его возникновения таковыми были стекло и железобетон).
Широко используется ковка, витражи, электрическое
освещение. Так как модерн задумывался исключительно, как
стиль, совмещающий красоту и комфорт, он никогда не
вступал в «конфликт» с благами цивилизации. Именно
умением органично включать в себя всё новое и
объясняется нынешняя актуальность модерна.
В его
интерьер превосходно вписываются и бытовая электроника,
и ультрасовременная аппаратура. Интерьер в стиле модерна, в первую очередь,
характеризует его хозяина, как яркую индивидуальность.
Недаром девизом этого направления было положение: «ни
один дом не похож на другой». Целостный подход к дизайну,
динамичность и изящество, заповеданные модерном,
востребованы до сих пор. Не в последнюю очередь этому
способствует и подсознательное представление о
благородном комфорте предреволюционных лет, как раз
пришедшихся на эпоху модерна.
|