За пределами красоты - египетские царицы

За пределами красоты - египетские царицы

Современная популярная культура изобилует образами черноглазых египетских фараонов и их цариц. Были ли древние египтяне невыносимо тщеславны или мы просто переносим на них собственные ценности?

Разглядывая новую выставку "За пределами красоты", которая проводится благотворительным фондом Bulldog Trust в неоготическом дворце Two Temple Place в центре Лондона, вы вряд ли избежите мысли о том, что древние египтяне были невыносимо тщеславны и самовлюбленными. Среди 350-ти экспонатов, собранных из неприметных коллекций региональных британских музеев, более всего представлены модные аксессуары и косметическая продукция.

Здесь есть изящные гребни и зеркальца на длинных ручках, сделанные из медного сплава или, реже, из серебра. Есть алевритовые палитры в форме различных животных, предназначенные для перетирания и смешивания минералов, таких как зеленый малахит и стибнит, из которых изготавливалась сурьма для глаз. Есть также банки и склянки из светлого кальцита, в которых, вероятно, хранились косметические средства, мази и духи.

Наконец, есть клок человеческих волос, который позволяет предположить, что древние египтяне пользовались шиньонами и париками. И, конечно же, здесь есть множество впечатляющих образцов египетских ювелирных изделий, включая ожерелье, украшенное карнеоловыми подвесками в форме головок мака, которое нашли завернутым в рогожку в могиле маленького ребенка.

Коротко говоря, древние египтяне и египтянки не жалели усилий, чтобы выглядеть лучше. Более того, это касалось не только жизни, но и смерти. Посмотрите на ровные и беззаботные лица с правильными чертами, на выразительные глаза с драматическими черными контурами, как обычно рисовали на посмертных масках мумий и на деревянных надгробиях.

Впрочем, древнеегипетская любовь к косметике и украшениям является загадкой для современных археологов. С одной стороны, возможно, что древние египтяне действительно чрезмерно увлекались всем поверхностным и внешним, как и мы сегодня. Возможно, они даже заложили представления о красоте, присущее нам сейчась. С другой стороны, есть риск, что мы проектируем свои нарцисстические ценности на принципиально иную культуру.

Может быть, что косметические артефакты Древнего Египта были важны для их владельцев и по другим причинам, кроме простого желания быть привлекательным. Именно так сейчас думают многие археологи. Например, вспомним насурмленные глаза древних египтян - вдохновение для современной техники макияжа "смоуки айз".

Последние научные исследования показывают, что токсический свинцовистый минерал в основе сурьмы, наверное, имел антибактериальные свойства, когда смешивался с влагой из глаз. К тому же, густой макияж глаз частично отражал ослепительный солнечный свет. Иначе говоря, существовали простые, практические причины, почему древние египтяне и египтянки красили глаза.

То же самое можно сказать и о других модных традициях. Парики сдерживали распространение вшей. Ювелирные изделия имели мощный символический и религиозный смысл.

На выставке "За пределами красоты" экспонируется статуэтка из огнеупорной глины, найденная на раскопках в городе Абидоса в Верхнем Египте, - танцовщица, выполняющая эротический танец. Она украшена насечками, которые символизируют татуировки. Конечно, татуировки в Древнем Египте имели декоративную функцию. Впрочем, возможно, что в этих узорах видели и защитное средство. Есть данные о том, что в эпоху Нового царства танцовщицы и проститутки наносили на бедра татуировки карликового божества Беса, что должен был сохранить их от зла, в частности от венерических заболеваний.

"Чем больше я пытаюсь понять, что считали "красотой" сами египтяне, тем больше запутываюсь, - говорит египтолог Джойс Тилдесли. - Похоже, что у всего было двойное назначение. Когда мы говорим о Древнем Египте, я не уверена, что "красота" - это правильный термин". Еще больше усложняют дело поразительные исключения из общего правила, согласно которому благородные древние египтяне изображались стереотипно "прекрасными".

Вспомним скульптурные изображения фараона Среднего царства Сенусерта III. Хотя его обнаженный торс атлетический и молодой, - то есть идеализированный, по традиции, - лицо изможденное заботами и прорезано морщинами. Кроме того, у него комично большие уши, по крайней мере, как на современный вкус - вряд ли они соответствуют идеалу мужской красоты.

Впрочем, давним египтянам это не казалось смешным. "В Древнем царстве цари были богами, - объясняет лдесли, которая занимает должность доцента в Манчестерском университете. - Но в эпоху Среднего царства цари, такие как Сенусерт, уже понимали, что дела могут идти плохо, поэтому их лица несколько взволнованы. Большие уши говорят о том, что этот царь прислушивался к своему народу. Было бы неправильно воспринимать эту скульптуру буквально и считать, что именно так он и выглядел".

Почему же тогда мы упорно связываем древний Египет с красотой и блеском? "Египетская цивилизация всё равно кажется нам очень привлекательной", - соглашается госпожа Тилдесли, которая считает, что это наследство двух знаменитых египетских цариц: Клеопатры и Нефертити. Клеопатра считалась образцом красоты еще с античных времен, после завоевания Египта римлянами. А в 1912-м году был найден знаменитый расцвеченный бюст Нефертити, ныне хранящийся в Берлинском египетском музее, который вывел малоизвестную жену фараона Эхнатона на место "пин-ап модели" древнего мира.

Впрочем, госпожа Тилдесли, автор биографии Клеопатры, которая сейчас собирает материал для книги о Нефертити, видит определенную иронию в том, что эти две египетские царицы и сегодня воспринимаются как секс-символы. Во-первых, Клеопатра дала представление, что все древние египтянки были прекрасны, но нам действительно очень мало известно о ее внешности. На монетах с изображением у Клеопатры большой нос, выступающий подбородок и морщины - не то, что большинство людей называет признаками красоты.

Можно возразить, что это был сознательный имидж для монет, где она хотела казаться суровой и не особенно женственной. Но даже Плутарх, который тоже никогда не видел ее, пишет, что красота была в живости и в голосе, а не в чертах лица. Тем не менее, мы запомнили, что она красавица, похожая не Элизабет Тейлор. Скорее, на нас больше повлияли наши представления о Клеопатре, чем она сама.

Что касается Нефертити, госпожа Тилдесли объясняет, что ее бюст нетипичен для древнеегипетского искусства: "Это очень необычная статуя. Она покрыта слоем гипсовой штукатурки и ярко разрисованная - другие художественные изделия, которые до нас дошли, более стереотипные и не так подробно передают характер персонажа ". Кроме того, слава этого бюста связана с тем периодом времени, когда он впервые был выставлен в Берлине.

В 1923-м году "египтомания" витала в воздухе, ведь годом раньше была найдена гробница Тутанхамона. К тому же, заостренные, почти геометрические черты лица Нефертити были созвучны с тогдашними вкусами. "Она выглядела очень современно, в духе ар-деко, - говорит Тилдесли. - Поэтому всем понравилась. Трудно найти человека, который бы не считал Нефертити красивой".

Еще одна причина того, что царица быстро стала звездой, - распространение влияния средств массовой информации в 1920-е годы. "На сотню лет раньше, без кино и почти без газет, этого не произошло, - добавляет Тилдесли. - Нефертити отправилась бы в музей без всех этих восторженных возгласов. Возможно, тот факт, что ее выставили в Берлине и назвали грандиозной находкой, повлиял и на наше восприятие. В конце концов, как известно, красота рождается в глазах смотрящего".

Популярные статьи:
Телефонный этикет официальных мероприятий
Романтические отношения на работе
Подбор партнера по профессиональному соответствию
Курьезные причины увольнений с работы
Как прожить на доход одного из родителей