В 1978 году американский Смитсоновский институт запустил
национальный проект, получивший название «Бумаги Эдисона». Удалось собрать
вместе все сохранившиеся наброски 3400 идей великого изобретателя. Они
раскрывают истинную историю становления и дальнейшего развития американской электроиндустрии. На рубеже XIX и XX веков наука и техника совершили
громадный скачок вперед. Разнообразные открытия и изобретения изменили
представления людей об окружающем их мире и преобразили саму их жизнь.
Совершались они многими учеными и изобретателями из разных стран мира.
Эдисон выделялся в этой группе новаторов своей энергией и плодовитостью.
На протяжении полувека после смерти Эдисона всё новые и новые поколения
изобретателей и инженеров возвращались к не аконченным им проектам. Даже
сейчас, в XXI веке, количество изобретений и патентов, так или иначе
связанных с именем Эдисона, достигает в Американском патентном бюро 10
процентов. Системы освещения, аудиотехника и кино, средства связи, печать,
производство железобетона и строительная индустрия — все эти отрасли
промышленности и бизнеса не достигли бы нынешних высот без творческой мысли
Эдисона.
Он обладал недюжинным
организаторским талантом, что позволило ему создать немало предприятий и
сколотить многомиллионное состояние. Однако главным приоритетом для него
было вовсе не зарабатывание денег. Генри Форд однажды сказал об Эдисоне:
«Это первый в мире изобретатель и худший в мире предприниматель». Он
создавал множество компаний и фабрик — главным образом, на паях с разными
бизнесменами — практически после каждого крупного изобретения. Его
компаньоны, входившие в руководство компании «Эдисон дженерал электрик», по
сути ограбили его. И хотя при этом имя Эдисона исчезло из названия компании,
его изобретения и патенты продолжают работать на развитие индустрии.
Влияние Эдисона распространялось
не только на «близкие» ему отрасли промышленности, но и на многие иные
сферы. Создав первый киноаппарат — кинетоскоп, — Эдисон снял для него на
своей студии «Черная Мэри» в Уэст-Ориндже целый ряд короткометражек.
Монополист в области кино, патентная компания «Траст», предоставила
изобретателю все виды авторских прав, что позволяло ему собирать "дань" с
фильмов, выходивших в США. Чтобы уйти из-под контроля «Траста», многие
создавали кино нелегально. Вскоре Уильям Фокс и его единомышленники пришли к
выводу, что снимать кино легче на западе, чем на востоке Америки, и
перебрались в Калифорнию. Не имея достаточных средств, эта группа
кинематографистов снимала легкие развлекательные фильмы, пользовавшиеся
успехом. Это помогло Фоксу закрепиться в Калифорнии. Так возникла будущая
столица мирового кинематографа — Голливуд. Словом, Эдисон оказал как
позитивное, так и негативное влияние на развитие американской киноиндустрии.
Эдисон совершил много
изобретений, однако за самое важное из них он патента не получил. Речь идет
о его идее исследовательского центра. Эдисон не был изобретателем-одиночкой.
Он уже в начале своего творческого пути стал создавать сплоченную группу
изобретателей и инженеров, занимавшихся разработкой и доработкой его идей.
Характерно, что в Менло-Парке, а затем в Уэст-Ориндже вели плодотворную
деятельность представители многих стран мира. Приезжали к нему на стажировку
даже два японца. Кунихико Ивадаре работал в мастерских Эдисона, а затем
возвратился в Японию и основал в Осаке «Японскую электрическую компанию (NEC».
Ичисуке Фуджиока организовал в Японии производство электроламп Эдисона и
затем основал компанию «Тошиба». Все это сыграло немаловажную роль в
становлении современной Японии как страны электроники.
XX век показал, что эпоха талантливых одиночек миновало. Все более или менее
серьезные вопросы науки и техники ныне разрабатываются сообща — в больших
научно-исследовательских центрах и институтах. Особенно это касается
разработок в области вооружений, космоса, в сфере новейших технологий. В
этом можно увидеть влияние Эдисона.
Американский самородок любил повторять, что стать изобретателем ему помогло
то, что он не получил нормального школьного образования. Однако в последние
годы жизни он основал «школу Эдисона» — 4-летний университетский курс для
лучших выпускников средней школы. На вступительных экзаменах абитуриентам
задавали довольно странные вопросы, например: «Ради чего ты мог бы
пожертвовать своим собственным успехом? Ради счастья, комфортабельной жизни,
репутации, гордости, денег, любви?»; «В какой ситуации ты считаешь возможным
солгать?» Самыми необходимыми в жизни качествами для самого Эдисона были
независимость и общественный склад ума. Именно по этим качествам он и
подбирал своих учеников.
Изобретения Эдисона сделали жизнь людей легче и приятнее. Но сделали ли они
людей лучше? Очень сомнительно. Наверное, именно понимание этого побудило
старого изобретателя ставить перед поступавшими в его школу молодыми людьми
такие вопросы. Ныне никто абитуриента «вечных» вопросов не задает. А жаль!
Не худо было бы поучиться у Эдисона.