Кино в 1895 году изобрели французы —
братья Люмьер. Однако Эдисон создал свой кинетоскоп еще в 1889 году и
потому, казалось бы, может считаться отцом кинематографа. Почему же об этом
никто не вспоминает? Идея «движущихся картинок» зародилась в 1880-е годы,
причем сразу в нескольких странах мира. Одним из изобретателей, работавших в
этом направлении, был француз Луи ле Принс. Именно ему многие отдают пальму
первенства как отцу кинематографа.
В 1890 году ле Принс жил в Англии, откуда
решил отправиться в Нью-Йорк, чтобы продемонстрировать там свои фильмы.
Однако перед этим он заехал к себе на родину, показал свое кино в оперном
театре в Париже, после чего неожидан но исчез. Многие решили, что ле Принс
похищен соперником-изобретателем. В пользу этой версии говорит то, что
вместе с ле Принсом исчезли все его чертежи, аппарат и пленки. Стало
известно также о странных посетителях, побывавших в доме изобретателя
накануне его отъезда в Нью-Йорк. Тело ле Принса также не было найдено. Через
несколько месяцев страсти вокруг ле Принса поутихли, и тогда Эдисон
представил в патентное бюро свой проект «машины для воспроизведения
движущихся картинок».
Поползли слухи о том, что именно он убил ле Принса и похитил его идею. Дело
в том, что адвокаты Эдисона побывали в гостях у ле Принса и могли знать о
планах француза. На следующий день после этого визита фамилия ле Принса
появилась в списке отплывающих в Нью-Йорк пассажиров, но сам он бесследно
исчез. Был ли на самом деле причастен американский изобретатель к
исчезновению француза? Строго доказать это трудно, но чисто технически
прибор ле Принса и кинетоскоп Эдисона достаточно близки друг другу. Проиграл
же аппарат Эдисона «волшебному фонарю» братьев Люмьер потому, что кино с его
помощью мог посмотреть лишь один человек. Фильмы братьев Люмьер были более
доступны для зрителей: их число ограничивалось лишь размером зала, где
проходил сеанс.