Одним из главных оппонентов
Галилея был Кристоф Шейнер (1573—1650), немецкий астроном и член ордена
иезуитов. Благодаря несравненному умению пользоваться телескопом Галилей
быстро достиг славы и богатства. При этом резко обострились его разногласия
с традиционно мыслящими философами и учеными. Телескоп быстро распространился по
всей Европе и стал главным и наиболее важным инструментом астрономов. С
помощью телескопа несколько человек в конце 1610 и начале 1611 годов
наблюдали солнечные пятна — это были английский астроном Томас Хэрриот,
немецкие астрономы Иоганн и Давид Фабрициус, а также Шейнер и Галилей.
Вопрос приоритета в конце концов поссорил их.
Когда Кристоф Шейнер доложил о своем открытии руководству ордена иезуитов,
те заявили, что астронома подвели либо зрение, либо телескоп: ведь
упоминаний о пятнах на Солнце в работах Аристотеля нет. Чтобы свести концы с
концами, Шейнер в «Письмах Апеллеса» (сентябрь 1612 года) объявил о том, что
на самом деле Солнце пятен не имеет, но есть вращающиеся вокруг светила
маленькие спутники. Галилей в ответ опубликовал в 1613 году свои «Письма о
солнечных пятнах» с доказательствами того, что пятна существуют именно на
поверхности Солнца. Галилей даже проиллюстрировал «Письма» серией подробных
гравюр, сделанных с его зарисовок этого феномена. «Письма о солнечных
пятнах» приобрели широкую популярность. Ими зачитывались многие итальянские
студенты и ученые. Вскоре научным кругам стало известно письмо Галилея к
студенту Бенедетто Кастелли (1577—1644). В нем астроном утверждал, что
Библия и теория Коперника не обязательно должны полностью отрицать друг
друга. Это послание послужило пищей для новых нападок на Галилея. В декабре
1614 года доминиканский епископ Томмазо Кассини обвинил его в ереси. Вскоре
Кассини был вызван в Рим для дачи свидетельских показаний против Галилея.
Новые веяния в науке очень
тревожили руководство католической церкви. Поэтому список запрещенных,
еретических, книг был пополнен: в него вошли сочинения Коперника и Кеплера.
Враги Галилея, пользуясь моментом, направили в инквизицию намеренно
искаженный текст его письма к Кастелли. Хотя вслед за этим ученый выслал
подлинный текст письма, в 1616 году его вызвали в Рим для дачи показаний.
Его допрашивали с пристрастием, но Галилей представил настолько убедительные
доказательства, что его оправдали и отпустили домой. Однако его утверждение
о том, что Солнце неподвижно, было все же сочтено еретическим, и астроном
получил наставление от кардинала Роберто Беллармино (1542—1621) «не
придерживаться и не защищать» теории Коперника. Однако затем в текст
судебного решения задним числом было добавлено слово «учить». Тем самым
Галилей лишался права говорить или писать об учении Коперника, но не знал об
этом. Такое дополнение — возможно, хитрая иезуитская ловушка — очень скоро
принесло Галилею целый ряд проблем.
Когда Галилей поступил в 1581 году в Пизанский университет, он столкнулся со
схоластикой. На ней строилось всё обучение в тогдашних университетах. Хотя
эпоха Возрождения принесла в жизнь много новшеств, сохранялось еще множество
средневековых пережитков. Священнослужители были хорошо образованными
людьми, говорили и писали на латыни, держали в своих руках нити управления
обществом, в том числе искусство, науку, воспитание и образование. В
христианском мире стержнем обучения являлось богословие. Сначала это было
только изучение текстов Священного писания, однако положение дел начало
меняться в XIII веке благодаря усилиям итальянского теолога Фомы Аквинского.
Он объявил, что истина опирается и на веру, и разум. Поэтому между ними не
может возникать противоречий, поскольку и вера, и разум даны человеку от
Бога. Исходя из того, что разум ведет к пониманию Бога, Фома Аквинскии
использовал теории Аристотеля. В соответствии с положениями Фомы Аквинского
схоластика стремилась примирить античную философию со средневековой
христианской теологией сделала их основным методом обучения, выдвигая на
первый план диалектическое мышление и дискуссию как способ решения спорных
вопросов и противоречий.