В Милане Леонардо да Винчи создал эпохальный шедевр —
фреску «Тайная вечеря» на стене трапезной в монастыре Санта Мария делле
Грацие. Согласно некоторым свидетельствам, одиннадцать апостолов были
списаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в окрестностях Милана.
Прообраз Христа неизвестен. Чтобы написать Иуду, мастер ходил по притонам и
искал модель среди преступников. Когда же приор монастыря выразил
недовольство проволочкой, уязвленный Леонардо предложил самому священнику
стать моделью Иуды.
К драматической сцене Тайной вечери, когда Иисус объявляет своим ученикам,
что один из них вскоре предаст его, до Леонардо обращались многие мастера.
Однако именно его уникальная интерпретация с математически просчитанной
композицией и выверенной перспективой приобрела всемирную славу.
«16 июля 1493 года приезжает Катерина»,—
записано в дневнике Леонардо. Эта обрывистая, сделанная на скорую руку
пометка — единственное упоминание о женщине в его эпистолярном наследии.
Среди бумаг художника сохранились расходные ордеры на ее содержание, куда
была заранее включена и стоимость похорон. Это дало историкам повод
предположить, что таинственная Катерина — мать великого мастера. В то время
Леонардо жил и работал в своей мастерской с несколькими учениками. Вполне
возможно, что под предлогом уборки и прочей домашней работы художник взял
под опеку свою престарелую мать.
Образ матери занимает особое место в творчестве Леонардо. На портретах
светских дам заметна отстраненность художника. Резко контрастируют с ними
трепетные и одухотворенные мадонны Леонардо да Винчи.