ОБРАБОТКА КАМНЯ

                                 Все статьи

 

ИСКУССТВЕННЫЕ КАМНИ <<--- 
---
>> ЦВЕТОВЫЕ ОТТЕНКИ КАМНЯ

 

ОБРАБОТКА ПОДЕЛОЧНОГО КАМНЯ
 

Прежде, чем браться за интересное, но непростое камнерезное творчество, нужно знать свойства поделочных камней. Поделочные камни разделяют на твердые, средние и мягкие. Работу лучше всего начать с самого мягкого материала — поделочного гипса. Для создания определенного предмета потребуется пластилин, чтобы изготовить образец, поскольку по рисунку создать объемное изделие все-таки сложно. Когда модель будущего предмета готова, подбирайте материал — каменную заготовку той или иной породы, соответствующую задуманному изделию.

Начальная стадия обработки куска породы заключается в его распиловке (разрезке) и обсечке стальными инструментами. Если задумано изделие круглой формы, обсечка производится стальным цилиндром нужного диаметра (или обрезком трубы). Пустоты получают этим же приспособлением. В процессе распиловки глыбы пилу смачивают водой с наждаком. Таким образом получают первоначальное грубое оформление заготовки из камня. Далее следует детальная его обработка обсечками, резцами, зубилами, долотом, стамеской, напильниками, шлифовка и полировка на вращающемся шкиве железными, деревянными, медными и оловянными
терками и брусками, наждаком или вручную (особенно изделий плоской или угловатой формы).

Очень прост и податлив (как и поделочный гипс) селенит. Последовательность его обработки следующая: крупный кусок селенита распиливается на части необходимого мастеру размера то есть соответствующие величине задуманного изделия. Возьмем пепельницу. Распилив глыбу и подобрав нужную селенитовую заготовку, камнерез обрезает специальным острым ножом излишки камня, добиваясь заданной формы — круглой, овальной, прямоугольной, ромбической, многогранной и так далее; углубление до дна (для пепла) выдалбливается специально заточенным зубилом, долотом или стамеской; затем поочередно рашпилем, напильником, надфилем сглаживаются неровности, зазубрины и тому подобное.

Все части и детали изделия должны соответствовать проекту (рисунок, чертеж). Лепная модель необходима при создании предметов, стенки которых предполагается украсить рельефами. Фигуры прочерчиваются на камне медной чертилкой, намечаются тонким резцом и уже после этого вытачиваются, шлифуются и полируются.

Столы, тумбы, тумбочки, столешницы, цветочники, колонны, обелиски, пьедесталы и другие крупные предметы обрабатываются самоцветными плитками в технике «русской мозаики». Плитки из малахита или лазурита в определенном порядке и последовательности наклеиваются на заготовленную форму из мягкого камня, например змеевика.

В качестве клея камнерезы используют олово в жидком состоянии (расплавленное) или мастику с малахитовым порошком. Несмотря на мозаичность материала, плитки подбираются по рисунку одна к другой так, что создается впечатление монолитности предмета. Готовое изделие шлифуется и полируется. Причем если лазурит обрабатывается, как все твердые породы, то малахит требует особого подхода: при шлифовке наждак заменяется мелкозернистым песчаником (печера) и тонким пенистым сланцем («английский камень»); а полируется малахит пережженной мелко истолченной костью, а затем порошком, составленным из пережженного с крепкой водкой олова и небольшого количества серы. В технике «русской мозаики» обрабатываются предметы не только плоскогранные, но и закругленные, например колонны.

При распиловке и обсечке заготовки нужно всегда помнить, что камень, в отличие от дерева, предрасположен к способности крошиться. Хрупкость камня обуславливает способ его порезки: порода должна разрезаться вдоль ее волокон (слоев), но ни в коем случае не поперек. Именно таков характер порезки камня.

Поделочный материал требует особого, присущего только ему решения предмета, отличающегося от работы с деревом, костью, металлом. И если камнерез применяет к камню формы и пластические решения, присущие обработке этих материалов, он никогда не добьется выразительности в каменной скульптуре, поскольку остроугольные, резкие формы не свойственны поделочному камню. Напротив, его отличают текучесть линий и плавность перехода объемов одного в другой.

Начинать нужно с камнерезных изделий малых форм. Например, пепельницу несложной конфигурации и без декоративных элементов, скажем, в виде кленового листка. Кроме пепельницы пробуйте изготовить и такие декоративно-прикладные предметы, как вазочка для цветов, небольшая туалетная коробочка, пудреница. Их можно украсить резьбой по камню, не забывая, однако, что это не дерево и резьбы не должно быть в избытке, иначе исчезнет естественная красота самоцвета. Постепенно обретая навыки работы с камнем и художественный опыт, можно переходить к созданию более сложных декоративных предметов. На ту же пепельницу можно усадить фигурку синицы. Более высокий уровень мастерства позволит вам сделать цельное произведение из куска поделочного камня, использовав его естественную раскраску. Это может быть та же пепельница, переходящая в фигурку птицы, животного или какого-то другого зверька.