ОБРАБОТКА КАМНЯ

                                 Все статьи

 

МРАМОР <<---  --->>
 
    

КАМЕННЫЕ НАДГРОБИЯ
 

Особое место в камнерезном искусстве занимает изготовление надгробий. Это изделия крупных размеров. Мастер может предложить свой эскиз или рисунок могильного памятника (надгробия). Но чаще камнерезу приходится работать по чертежу, представленному заказчиком. В рисунке или чертеже должны быть указаны все позиции и параметры: материал, форма, цвет, размеры гробницы и самого надгробья, текст надписи, ее тональность (скорбь, грусть, умиротворение и так далее).

Как и в других разновидностях творчества, здесь также возможны холодные, неудачные образцы, и надгробия, согретые художественным мастерством, глубиной чувства, переданного камню, поэтической содержательностью, естественностью. Скорбные мотивы, высокие помыслы о жизни и смерти, о том, что есть духовность, человек и какова судьба его души после того, как он покидает этот мир? Все это мастер может передать в могильном памятнике не только сложными фигурными композициями или замысловатыми формами. Настоящий художник (в том числе и по камню) способен сделать это иными приемами и изящными способами, черпая изобразительные возможности из самой природы, из собственных наблюдений над жизнью, за ее неуловимыми движениями — такими же незаметными, как и движения человеческой души. Ведь с творческими порывами и устремлениями соседствуют разочарование и смятение, но рядом с ними — неугасимая тяга к жизни.

Чаще всего надгробия из камня делаются в виде обелиска, тумбы, плиты с надписями, барельефами, бюстами покойных или с изображениями каких-то символов: вазами, чашами, крестами. Все эти художественно-декоративные или символические дополнения к мраморному или другого камня надгробью можно гранить из того же камня, но можно и отливать из металла. Есть еще один тип надгробий — в виде арки (арок), беседки, украшенных резьбой по камню. Писателю или ученому на могилу кладут мраморную книгу С природой надгробия сближают и формы в виде деревьев или их частей (плакучая ива, корни дуба с остатком могучего ствола).

И в каждом конкретном случае камнерез должен помнить о художественном такте. Обычно надгробия вырубают, гранят и шлифуют из мрамора и гранита. Но, при возможности, памятник можно изготовить из любого другого материала, в том числе и из поделочного камня. Во всяком случае, очень эстетичны, естественны и красивы будут надгробия из яшмы, лазурита или малахита. Исполнить их можно в различных техниках: то ли обтесать из цельного куска (природного монолита), то ли обработать памятник, сделанный из другого материала, плитками поделочных камней.

Существует еще один способ мозаичной обработки простого камня пластинками из дорогих пород (он известен на Западе), но отличается, а точнее, уступает методу «русской мозаики» тем, что применяется на небольших предметах и только с ровной поверхностью. А «русской мозаике» подвластны и закругленные предметы колоссальных размеров: пирамиды, обелиски, колонны, стеллы. «Флорентийская мозаика» специфична тем, что при этом способе оклейки используются разноцветные плитки для создания художественного изображения из сочетания камней разной окраски. Технология получения изделия способом «флорентийской мозаики» следующая: прежде чем приступить к набору таким способом, делают рисунок на тонком картоне (плотной бумаге) и готовят соразмерно эскизу дощечки из шифера; отшлифованная шиферная дощечка (подставка) разрезается на несколько частей; на их внутренней стороне вырезается контур рисунка; далее мастер подбирает подходящий по цвету участок на подготовленной дощечке, и когда он найден, сообразуясь с его размерами, вырезает специальным ножом из переснятых штрихов изображения ту часть рисунка, которую намерен приклеить к подставке, то есть из цветной дощечки вырезается по контуру бумажной части рисунка нужный кусочек; затем он шлифуется по краям мелким наждаком или на абразивном круге и мастикой приклеивается на отмеченную часть подставки; таким же образом, как и первая пластинка, изготавливается и приклеивается следующая и так далее; для большей прочности мозаика закрепляется на гипсе, который после завершения набора удаляется, а законченную мозаику, освободив от шифера, наклеивают на дощечку идентичного размера.

Недорогие надгробия изготавливают по шаблону. Это так называемые памятники из мраморной крошки. Технология проста. В определенную форму, например, из дерева заливают смесь жидкого раствора цемента с мраморной крошкой и после застывания этой массы ее шлифуют. На кладбищенскую тумбу или плиту устанавливают крест из того же мрамора или чугуна, чашу, кубок или вазу строгих, античных, классических форм; высекают портрет умершего или делают его в рельефном изображении, его бюст. Иногда памятником служит в каком-то композиционном решении фигура покойного в полный рост. Но каменная скульптура крупных форм имеет свои сложности и нюансы, и прежде всего необходимо знание анатомии, соблюдение соразмерности, симметричности, пропорциональности частей человеческого тела. Часто такие памятники кустарны.

Памятники и обелиски устанавливают не только по частным заказам, но и на братские могилы (например, воинов, горняков, матросов) по специальным заказам для увековечивания памяти о выдающихся людях. Из мрамора изготавливают также памятные и просто декоративные пирамиды, обелиски и стеллы. Обелиск гораздо внушительнее смотрится, если его изготовить из двух частей: верхнюю из белого, а нижнюю из серого или черного мрамора; такое цветовое решение сооружения создает впечатление особой прочности низа и легкости верха обелиска.

В зависимости от высоты и массивности постамент может состоять из различного количества частей самой разной конфигурации. Венчать его может каменный цветок, ваза и даже фонтан. Обычно постамент — самая массивная часть. Но не всегда — все зависит от художественной фантазии камнереза. Да и материалом для создания этих декоративных сооружений может быть не обязательно мрамор. Представьте себе пирамиды, наборные части которых изготовлены из самоцветов различных пород, естественно, в цветовом отношении подобранных со вкусом и чувством соразмерности. То же касается и декоративных обелисков, фонарных столбов или клумбовых тумб
.