СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ  СЕНСОР

 ЦИФРОВАЯ   ФОТОГРАФИЯ
МУЖСКОЙ ЖУРНАЛ
Бизнес и карьера
Автомобиль
Здоровье
Фитнес
Он и она
Мужские игры
Хобби
Юридическая помощь
Наука
Искусство
Новости
СЕКРЕТЫ и СОВЕТЫ
                                                                                                                                           Все статьи

СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ <<---  --->> продолжение

Вторая важнейшая характеристика светочувствительного сенсора - его физический размер. Он измеряется по диагонали и обозначается в долях дюйма. При этом форма сенсора всегда прямоугольная с соотношением сторон 4 : 3. Чем больше физический размер сенсора, тем он работает точней и эффективней. Сенсор размером 1/1,8 дюйма лучше, чем сенсор размером 1/3,2 дюйма, поскольку на большей площади кристалла умещается большее количество светочувствительных ячеек (значит, выше и разрешение). Более того, при одинаковых значениях разрешения сенсор большего размера лучше, чем сенсор меньшего размера. В этом случае ячейки сенсора имеют большие размеры, значит и такие параметры оцифровки изображения, как динамический диапазон и устойчивость к шумам, выше. Размер сенсоров профессиональных камер измеряется миллиметрах по сторонам кадрового окна. Дело в том, что величина матрицы профессиональных фотоаппаратов вплотную приближается к стандартному размеру кадрового окна узкопленочной 35-миллиметровой камеры, то есть 36 х 24 мм. Это позволяет использовать на профессиональном цифровом фотоаппарате оптику от пленочных аналогов. Но при этом следует учитывать изменение фокусного расстояния сменных объективов.

Следующая крайне важная, но достаточно трудноопределимая без специального оборудования характеристика светочувствительных сенсоров - соотношение сигнал/шум. В той или иной степени "шумят" любые сенсоры, включая и самые на сегодняшний день совершенные. Цветовые шумы проявляются на снимке в виде мелких окрашенных точек (артефактов) в тенях и в виде цветовых ореолов вокруг контуров фигур на границах контрастных переходов. Бороться с шумами очень трудно. В случае необходимости применяются специальные фильтры утилиты, работающие программной среде графического редактора Adobe Photoshop. Фильтры способны в некоторой степени смягчить шумы, замещая артефакты точками с усредненными значениями цвета и яркости. Если фильтры не способны убрать все артефакты и ореолы, приходится править снимок вручную, сильно увеличивая и ретушируя элементы изображения.

Ни один способ правки изображения не дает стопроцентного избавления от шумов. Поэтому фотолюбителю, если качество снимков для него в самом деле значимо, приходится следовать элементарным правилам как при выборе камеры, так и при практической съемке. Первое правило не приобретать дешевых камер матрицами низкой светочувствительности. Склонность шумам наиболее присуща сенсорам CMOS, которые устанавливаются в Web-камеры с опционной функцией автономной работы в качестве фотоаппарата. "Шумят" сенсоры более серьезных камер.

Технология цифровой фотографии очень молода, а потому производство сенсоров бурно совершенствуется. Поколения матриц сменяют друг друга быстрей, чем морально устаревают конкретные модели фотоаппаратов (а они устаревают достаточно быстро в течение двух лет). Сенсоры разрешением в 1,3 мегапиксела, которые устанавливались в камеры средней и даже старшей группы два-три года назад, сегодня применяются недорогих любительских "мыльницах". Их место занимают матрицы с повышенными характеристиками, в том числе и по устойчивости к шумам. Следовательно, выбирать следует ту модель, которая выпускается не слишком долго не более года. Тогда у фотографа будут основания полагать, что сенсор его камеры склонен к шумам в минимальной степени.

Второе правило касается изменения светочувствительности сенсора. В большинстве цифровых фотоаппаратов достаточно развитыми сервисными функциями светочувствительность устанавливается как автоматически, так и вручную. В режиме auto компьютер фотоаппарата сам выбирает значение светочувствительности сенсора в зависимости от уровня освещенности снимаемого объекта установленного программного режима работы камеры. Например, в режиме "ночной портрет" светочувствительность будет выбрана максимальной, а в обычном режиме минимально возможной (если позволяет освещение).

Чем выше значение светочувствительности матрицы, тем она больше "шумит". Следовательно, лучше совсем отказаться от применения автоматического режима и выставить селектор выбора значения светочувствительности сенсора на минимальное значение, поскольку минимальное значение соответствует реальной светочувствительности сенсора. В этом режиме не задействованы электронные схемы усиления сигнала, которые вносят дополнительные искажения приводят появлению артефактов в тенях. Если же условия освещения таковы, что автоматика камеры устанавливает слишком длительную выдержку, с которой невозможно снимать без штатива, то значение светочувствительности можно увеличить, но при этом надо быть готовым к тому, что уровень шумов существенно повысится.

И еще одно правило, заключающееся том, что не следует предъявлять к цифровому фотоаппарату завышенных требований. То, что по силам высококачественной профессиональной (а в большинстве случаев и любительской) фотопленке, цифровому фотоаппарату не по силам в принципе. Цифровой фотоаппарат не способен снимать условиях слишком низкой освещенности без применения источников искусственного света, импульсных фотовспышек или ламп накаливания. А профессиональная пленка светочувствительностью в 3200 единиц ISO "вытянет" снимок даже при свете одной свечи (причем в буквальном смысле).