СВЕТ в ФОТОГРАФИИ
<<--- --->>
продолжение
Как пользоваться настройкой
цветового баланса любительского цифрового фотоаппарата? В общем случае, когда освещение
укладывается в стандартные рамки — съемка при дневном освещении после 9 часов
утра и до заката солнца, съемка в пасмурную погоду, съемка с включенной вспышкой
— достаточно выбрать в меню опцию автоматического сведения баланса белого. Если
снимать приходится рано утром, когда спектральный состав света смещен в сторону
синих волн, или во время заката, то лучше установить цветовой баланс вручную.
Для этого можно воспользоваться заводскими предустановками — для утренней съемки
установить режим освещения люминесцентной лампой, для вечерней съемки — режим
освещения лампой накаливания.
Однако заводские
предустановки не всегда способны справиться с цветовыми искажениями. Скажем,
съемка со стандартными установками баланса белого при закатном солнце, когда все
предметы буквально залиты красным светом, либо съемка на рассвете, когда солнце
только поднимается из-за линии горизонта, съемка в помещении при смешанном
освещении лампами накаливания и люминесцентными светильниками, съемка на
закрытом стадионе или на ночной улице, освещенных натриевыми лампами, почти
гарантирует искажения цветопередачи. В этих случаях лучше всего свести баланс
белого по белому листу.
Выбрав в
экранном меню опцию баланса белого, переключаем камеру на ручную установку.
Наводим объектив на белый лист (можно использовать белую стену, потолок, любую
поверхность, главное, чтобы ее цвет был максимально приближен к белому). При
этом площадь кадра должна быть полностью занята поверхностью листа, а в зону
охвата объектива не должны попасть тени или отсветы от других плоскостей. При
наведении объектива на лист бумаги лучше воспользоваться телескопическим
видоискателем, а не контрольным дисплеем, поскольку электронный видоискатель не
охватывает всей площади кадра — дисплеи цифровых камер, как мы уже говорили,
склонны к виньетированию границ снимка.
После выбора в меню опции
ручной установки баланса белого на дисплее возникнет сообщение, предлагающее
навести объектив на лист бумаги. Нажатие на кнопку спуска приведет к установке
цветового баланса. Фотоаппарат выйдет из режима экранного меню в рабочий режим и
будет готов к съемке. Опция установки баланса белого обычно выведена первой
строкой в экранном меню. Это позволяет оперативно настраивать цветовую
чувствительность сенсора в меняющихся условиях освещения без особой задержки.
Если же на первых порах пользователь цифровой камеры путается в символах,
обозначающих заводские предустановки, то можно ориентироваться по фоновому
изображению на дисплее. Синхронно выбору того или иного пункта меню баланса
белого будет изменяться сфокусированное объективом изображение. Наиболее
естественные сочетания цветов и будут соответствовать правильному сведению
баланса белого.
При фотосъемке фотографу
приходится решать целый ряд задач, в который входят определение правильных
экспозиционных параметров, установка выдержки и диафрагмы, наведение объектива
на резкость, компоновка кадра. Но главной задачей является световое решение
снимка. И здесь автоматическая встроенная вспышка не всегда надежный помощник.
Скорее наоборот, освещая снимаемый объект встроенным импульсным осветителем,
фотолюбитель нивелирует кадр, сводит его к стандартной плоской картинке.
На натурной съемке, при
фотографировании пейзажей и архитектуры, приходится использовать только
естественные источники света - солнце и небо. Поэтому для получения эффектного,
нерядового кадра мы ждем восхода или заката солнца, необычных отражений от
больших плоских поверхностей и т. д. Но при съемке портретов, натюрмортов (т. е.
в тех условиях, которые принято называть павильонной или студийной фотосъемкой)
и при макросъемке выстроить свет при помощи искусственных источников освещения
мы вполне в силах.
Получить правильную,
укладывающуюся в рамки замысла, световую картину можно посредством только набора
фотовспышек дистанционным зажиганием. Мы уже говорили о трудностях, которые
сопутствуют подобному решению - трудно оценить на глаз конечную световую
картину, а потому приходится проводить пробную съемку (что для цифрового
фотоаппарата, кстати, не проблема, поскольку в нашем распоряжении есть
контрольный дисплей). К тому же световой поток электронных фотовспышек трудно
регулировать, приходится использовать отражающие экраны, направлять излучатель
на потолок или на стены.
Гораздо удобней в условиях
студии пользоваться фотоосветителями, в которых в качестве источника света
используются лампы накаливания. Основное требование к подобным приборам - свет
лампы должен быть белым, максимально приближенным по спектральному составу к
спектру естественного солнечного света. Чтобы добиться этого, в фотоосветители
устанавливают перекальные лампы с ограниченным сроком службы, световой спектр
которых хоть смещен в сторону красного цвета, но не в такой степени, как свет
обычных ламп накаливания. Иногда в осветителях работают люминесцентные лампы,
спектр света которых смещен в сторону фиолетового цвета, натриевые и другие
специальные лампы.
В большинстве случаев набор студийных прожекторов и осветителей типа "юпитер"
фотолюбителю будет недоступен (а без специального помещения для фотостудии и не
нужен). Однако в нашем распоряжении остаются все те же вспышки, светильники
бытового назначения и пассивные осветители отражающие экраны и зонты. Нет
никаких причин отказываться от их применения в любительской фотосъемке.
При работе с бытовыми
светильниками - настольными лампами, торшерами, потолочными люстрами и т. д.,
следует помнить, что осветительные приборы общего назначения не предназначены
для фотосъемки. Во-первых, бытовые светильники не рассчитаны на лампы большой
мощности, а потому пригодны, в основном, в качестве источников заполняющего
света и фоновой подсветки. Во-вторых, спектр света ламп накаливания бытовых
светильников имеет сильное смещение в сторону красных волн. При съемке на
цветную пленку или при цифровой фотосъемке этот аспект следует учитывать, то
есть надо выбирать пленку для искусственного освещения и устанавливать баланс
белого в цифровой камере вручную.
|