СВЕТ в ФОТОГРАФИИ
<<--- --->>
продолжение
Двойная (тройная и так далее) тень - самая распространенная, но далеко не
единственная ошибка в световом решении снимка. При злоупотреблении фоновой или контровой подсветкой можно получить совершенно абсурдные результаты. Например,
световое пятно на заднике отвлекает внимание зрителя от лица портретируемого
человека и создает эффект светящегося нимба. Мощная контровая подсветка способна
превратить милую женщину в настоящую фурию, а слишком интенсивный рисующий свет
подчеркнет морщины и состарит еще не слишком пожилого человека.
Вообще, мощные лампы
осветителей, случается, дают вовсе не тот эффект, которого от них ожидают.
Особенно это касается импульсных ламп-вспышек. Поэтому везде, где это возможно,
следует использовать смягчающие выравнивающие световой поток отражатели. То
есть, основную вспышку или световой поток осветителя с лампой накаливания
следует направлять на потолок или в центр купола большого зонта. А сам зонт
ориентировать таким образом, чтобы центр его сферы был направлен на объект
съемки. Стойки (легкие штативы) для крепления зонтов позволяют направлять
световой поток в достаточно широком диапазоне. При этом купол зонта можно
расположить под любым углом и даже параллельно линии горизонта.
Еще одна трудность возникает
при использовании источников искусственного света для съемки в цвете. Поскольку
цифровая фотография в подавляющем большинстве случаев - съемка в цвете, на это
стоит обратить особое внимание. Речь идет о применении источников света с
различной цветовой температурой, что приводит к серьезным цветовым искажениям.
Причем в традиционной (аналоговой) фотографии, использующей светочувствительные
материалы на основе галогенидов серебра, бороться искажениями трудней, чем в
фотографии цифровой.
Дело в том, что та или иная марка фотопленки оптимизирована для определенной
цветовой температуры для съемки при освещении солнечным светом или вспышкой либо
для съемки при освещении лампами накаливания. Смешанный свет от источников с
различной цветовой температурой выводит часть осветителей за рамки этой
оптимизации. То есть, заполняющий свет от лампы-вспышки на отпечатке негативной
пленки для дневного освещения окажется белым, а рисующий свет от лампы
накаливания желтым. Предсказать расположение цветных пятен без предварительных
пробных снимков невозможно. (Хотя искажения, скорее всего, будут не настолько
велики, чтобы бросаться в глаза, но все же).
При съемке цифровой камерой выход очевиден. После настройки света на месте
объекта съемки следует расположить белый лист бумаги, включить все осветители и
настроить баланс белого вручную. Этим мы скорректируем цветовую чувствительность
сенсора и сведем возможные цветовые искажения к минимуму. Если же в качестве
заполняющего, основного источника света используется вспышка, то настраивать
баланс белого следует именно по ней (то есть использовать заводскую
предустановку). В этом случае для дополнительной подсветки следует использовать
лампы накаливания минимальной мощности - для уменьшения цветовых искажений.
Отдельного разговора достойна макросъемка. Большинство любительских
цифровых камер среднего и старшего ценового диапазона оснащены зуммируемыми
объективами с функцией макроскопической съемки, а в компьютер фотоаппарата
заложена программа макросъемки, обеспечивающая фокусировку на близких
расстояниях. Но не стоит заблуждаться, ни одна из популярных моделей цифровых
фотоаппаратов (кроме дорогих полупрофессиональных) не оснащается настоящим
макрообъективом. В лучшем случае объектив цифровой камеры можно назвать
"псевдомакроскопическим".
В чем отличия макрооптики от псевдомакро? В
максимальном значении масштаба, с которым возможна съемка с близкого расстояния.
Макрообъектив позволяет получить изображение масштабе 1:2,
1:1 и даже 2:1. То есть, изображение на пленке
или на сенсоре цифровой камеры будет вдвое меньше по размеру, чем размер
снимаемого объекта, будет совпадать с размером снимаемого объекта или будет
вдвое больше размера снимаемого объекта (съемка с увеличением). Это позволяет
увеличивать снимок при печати без потери качества и получать увеличенное
изображение мелких объектов например, насекомых.
Объективы, способные снимать
в режиме псевдомакро, позволяют получить изображение в масштабе до 1 : 4 (то
есть размер изображения будет в четыре раза меньше размера снимаемого объекта),
а потому полноценными макроскопическими объективами не являются. Но, с другой
стороны, несменная оптика цифровых камер является универсальной, применимой не
только для макросъемки. А высокое качество сенсоров позволяет снимать с
достаточным разрешением, чтобы потом выделить центральную часть кадра и
увеличить тем самым масштаб изображения.
|