Первые шаги кинематографа

Первые шаги кинематографа

В литературе, музыке, изобразительных искусствах, архитектуре, театре воплощается самосознание народа. Экран, когда он достиг определенного уровня содержательности и художественности, также стал частью не просто творческой практики отдельных мастеров, но народного самосознания.

Новое изобретение представляло собой комплекс техники, соединивший высшие достижения науки. Оно могло появиться лишь в условиях научно-технического прогресса, который нарастал в то время с колоссальной быстротой. Рубеж XX века обозначал наступление эпохи радио, автомобиля, авиации, электричества, химии.

Меняя привычный уклад жизни, научно-технический прогресс наталкивал на все более удивительные открытия, выдвигал всё новые, небывало масштабные проблемы, подготавливал век проникновения в космос, атомной и водородной энергетики, молекулярной биологии. Это сейчас, чтобы заманить зрителя в кинотеатр снимаются трейлеры к фильмам и создается специальная реклама, а в то время попасть на показ фильма, было сродни чуда для большинства людей.

Кинематограф неотделим от этого могущественного процесса. Экран стал реальностью, когда человек сел за руль автомобиля, когда звук стал передаваться на безмерные расстояния, когда гений Менделеева, Попова, Циолковского изменил представления о назначении и будущности человека и человечества.

Но если научные открытия были достоянием относительно узкого круга наиболее подготовленных к их восприятию людей, будь то первая радиопередача Попова или великие космические прогнозы Циолковского, то у кинематографа иная судьба. Уникальные, воспринимавшиеся как чудо фильмы уже с первых же шагов обладали доступностью для всех - грамотных и неграмотных, низов и верхов общества.

Уникальность и демократичность - такова двойственная природа кинематографа с момента его появления на свет, таков его потенциал. Понять этот феномен невозможно, оставаясь в рамках его научного и технического происхождения. Само первооткрывательство складывалось в определенной экономической, социальной реальности, «вписывалось» в развивающиеся традиции культуры, искусств.

На рубеже XX столетия мир вступал в эпоху перехода от капитализма к социализму. С момента своего появления кинематограф становился на службу интересам господствующего класса, но в перспективе - новому социальному устройству. Еще в недрах старого общества кино проходило испытание как искусство будущего. Описание фильмов в то время передавались из уст в уста и захватывали разум человека не меньше чем сами фильмы.

«Метрическим свидетельством» о рождении ему послужило стремительно быстрое признание жизненности изобретения, а «аттестат зрелости» выдали великие фильмы. Воздадим должное гению человечества, одарившему настоящее и будущее мира экраном - сначала кино, а потом телевидения.

Будем считать 28 декабря 1895 года первым фестивалем кино. Первым его смотром. Первым экзаменом. Первым проницательным взглядом в сегодняшние и завтрашние кинематографические и телевизионные дни. Однако как ни оригинально кино, как ни поразительна его новизна, экран наследует древние музы, многовековые художественные традиции. Ни на что не похожее искусство, оно расцвело не на пустом месте. У него был вчерашний день.

Популярные статьи:
Электробигуди - красивые кудри в короткий срок
Игры для мальчиков и девочек
Как ухаживать за волосами
Что мешает успешной карьере
Гренада - райский остров