ГАРМОНИЯ ЦВЕТА

 

 
 

Цвет и эмоции <<---  --->> продолжение


Как сделать интерьер гармоничным по цвету? Что такое цветовая гармония? Какие краски выбрать для своего дома и как их смешать? У каждого дизайнера, декоратора есть любимые, проверенные рецепты. Но существует и общий, единый закон, который управляет всеми вкусовыми пристрастиями и без учета которого невозможно создать колористически гармоничный интерьер, подбирая обои, плитку, ковры и краски.

Триединство - залог цветовой гармонии. Согласно классической теории цвета, в искусстве создания интерьера цветовая гармония обеспечивается непременным наличием в нем всех трех основных цветов (красного, желтого и синего), из которых состоит спектр белого солнечного света. Всё бесконечное многообразие вариантов гармоничных цветовых сочетаний сводится к этому лаконичному и всеобъемлющему закону. Однако его реализация на практике намного сложнее. При использовании материальных красителей (минеральных или органических) возникает погрешность и вместо белого цвета получается серый.

Какому же закону гармонизации подчиняются все остальные многочисленные цвета и оттенки? Тому же самому. Чтобы в этом убедиться, стоит вспомнить классический цветовой круг, в котором, кроме красного, синего и желтого, присутствуют и промежуточные цвета. Закон цветовой гармонии в этом случае можно выразить в цифровом эквиваленте: выбрав на круге исходный цвет и занимаясь поиском партнера, гармонирующего именно с ним (то есть необходимого ему для общей, совместной гармонии), нужно посмотреть, какой цвет лежит строго напротив, через 180°. От смешивания любых двух противоположных цветов, как бы они ни располагались на круге, получится все тот же серый - признак того, что цвета между собой гармонируют.

Если интерьер построен преимущественно на нейтральных цветах, гармония просто гарантирована. Для внесения нейтральных оттенков вовсе не обязательно смешивать краски - этих оттенков довольно в природе: все цвета древесины, камня, кожи, некрашеных тканей (льна, шерсти, хлопка, обожженной и сырой керамики).

Европейская традиция цветового оформления интерьеров сводится преимущественно к созданию ровных, гладкоокрашенных плоскостей, на фоне которых расставляются акценты, такие как предметы мебели, картины, различные аксессуары, люстры, торшеры и светильники. Отечественная традиция совсем иная, одним словом ее можно охарактеризовать как "узорочье". Оно издревле заключалось в том, что все стены (часто плавно переходящие в своды) и потолок, да и пол сплошь расписывались разноцветными узорами, орнаментами. Будучи многоцветным, содержащим хорошо согласующиеся друг с другом цвета, русское орнаментальное узорочье составляло общий красивый фон для всего остального интерьерного убранства, которое можно было подбирать достаточно свободно, - настолько мощным и всепоглощающим был исходный, гармоничный декоративный эффект.

Если современный интерьер оформляется по принципу узорочья, нужны многоцветные обои, цветные ткани, ковры, расписная керамика, орнаментальная плитка, то есть готовые и, как правило, уже гармоничные по цвету произведения и материалы. Если же интерьер предполагается выдержать в европейском духе, по принципу расстановки акцентов на однотонном фоне, нужны краски.