Эротические сцены в индийском Храме Солнца

Эротические сцены в индийских храмах

Индия сегодня - очень консервативная страна, но когда-то она была родиной первого в мире трактата о сексе, а стены некоторых религиозных храмов украшали откровенные эротические сцены, которые сейчас шокируют больше, чем во времена их создания. На консерватизм повлияли пуританские взгляды некоторых правящих групп и слоев общества, в частности, исламских династий, британских колонизаторов и собственно касты жрецов-брахманов.

Впрочем, Индия не всегда была такой. До XIII века взгляды на секс в индийском обществе были значительно либеральнее. Светская жизнь имела не меньшее значение, чем духовная. Сексуальным отношениям учили в общеобразовательных школах, а первый в мире трактат о сексе - "Камасутра" - написали в древней Индии между IV веком до н.э. и II веком н.э.

И действительно, если внимательно присмотреться, памятники об этих либеральных временах можно найти по всей стране - они буквально высечены в камне. Эротические сцены украшают нижний ярус стен в Храме Солнца тринадцатого века в городе исса. Обнаженные тела райских дев появляются на картинах и скульптурах в буддийских скальных монастырях в штате Махараштра: Аджанты (II век до н.э.) и Эллори (V-X века н.э.). Но наиболее выразительный пример индийского эротического храмового искусства, прекрасно сохранившийся до сих пор, можно найти в небольшом городке Кхаджурахо в центральном индийском штате Мадхья-Прадеш.

В 1986-м году индуистские храмы с изящной резьбой в Кхаджурахо признали объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Из 85-ти оригинальных храмов, построенных династией Чандела между 950-м и 1050-м годами, сохранились только 22. На территории храмового комплекса площадью шесть квадратных километров песчаник блистает полированным золотом. Местные женщины несут свежие цветы и ароматические палочки для молебна, а туристы гуляют вдоль внешних коридоров храма, разглядывая запутанные скульптурные композиции, которыми изобилует каждый дюйм стен.

Там есть изображения богов и богинь, воинов и музыкантов, животных и птиц. И на первый взгляд они ничем не отличаются от фигур на стенах в любых других индийских храмах. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что большинство из этих вырезанных на камне композиций содержат откровенные эротические сцены с участием мужчин, женщин и животных. Любовь втроем, оргии и совокупление с животными. Изображения женщин с пышными формами и мужественных мужчин, тела которых извиваются в невозможных сексуальных позах, а рядом с ними фигуры божеств, наблюдающих за действом с блаженной улыбкой, просто потрясают. Несмотря на незначительные повреждения конечностей у нескольких фигур, скульптуры имеют удивительно первозданный вид, особенно, если учесть, что этим храмам уже более тысячи лет.

Существует несколько теорий происхождения откровенных эротических композиций. Одно из самых необычных объяснений свидетельствует, что представители царской династии Чандела были сторонниками тантрических практик, основанных на гармонии мужского и женского начала, и построили эти храмы для отправления своего культа. Другие теории связаны с ролью самых храмов в те времена: они были местом как обучения, так и поклонения - особенно утонченным искусствам, в частности искусству любви.

Существует и такое мнение, что изображение сексуальных сцен в храмах считались хорошим знаком, потому что они символизируют начало новой жизни. Кроме того, индуизм традиционно считает секс неотъемлемой частью жизни, что объясняет, почему эротические композиции чередуются со сценами молитв или войны. Тот факт, что их выставили на всеобщее обозрение, а не скрыли в темном углу, предполагает, что создатели хотели, чтобы это все видели.

Неизвестно почему изящно декорированные храмы построили именно в Кхаджурахо. Письменных свидетельств того, что в этих местах жили королевские династии, нет. А сохраниться откровенным изображением удалось только благодаря тому, что на протяжении веков они находились в отдаленном регионе, надежно скрытые в густых джунглях. Храмы нашел капитан английской армии Т.С. Берт только в 1838-м году. На самом деле, капитан и сам не верил, что в этих заброшенных местах может быть что-то интересное, а отправиться в путешествие его уговорили индийские подданные.

Этим мистическим храмам также удалось избежать и гнева индийской полиции нравов, которая в последние годы запретила и разрушила ряд объектов культуры - от книг Салмана Рушди до картин Макбулы Фида Хусейна. Но, что удивляет больше, чем откровенные скульптуры и их история, это то, как целые семьи индусов внимательно и спокойно слушают рассказы экскурсоводов, которые углубляются в анализ особенно пикантных сцен, высеченных наверху величественного храма Кандарья-Махадева. Взрослые не поднимают брови, не обмениваются застенчивыми взглядами, а дети не хихикают. Возможно, искусство не кажется оскорбительным, когда речь идет о религиозном контексте. Стены Кхаджурахо несут в себе важный урок толерантности для современной Индии.

Популярные статьи:
Самые удивительные книжные магазины мира
Кальян - сладкая опасность
Красный цвет меняет сознание
Как мы определяем названия цвета
Стереотипы об интимной жизни в Великобритании