Идея эволюции не нова. Ее разрабатывали многие
исследователи, но только Дарвину удалось сделать так, что о его труде узнали
буквально все — пусть даже в самой примитивной форме: мол, человек произошел
от обезьяны. Тем самым идея эволюции стала не только научным явлением, но и
фактом общественного сознания. Имя Дарвина встало в один ряд с именами
Коперника, Галилея, Ньютона и превратилось в один из символов новой науки,
свободной от влияния религии. До опубликования книг Дарвина люди верили в
то, что люди и животные были созданы Богом и остались неизменными с момента
их творения. Дарвин в «Происхождении видов» доказывал обратное: все живое на
Земле развивается и изменяется во времени, восходя от низших форм к высшим.
Многие — не только верующие люди — не хотели с этим соглашаться: мол, смешно
считать, что у людей и у обезьян — одинаковые предки.
Интересно, что в «Происхождении видов» ничего не говорится о происхождении
человека. На 600 его страницах рассказывается о биологических механизмах
развития живой природы в целом. Раскрыть эти механизмы исследователи
стремились давно. Французский натуралист Жан Батист Ламарк в своей книге
«Философия зоологии» доказывал, что ведущую роль в преобразовании организмов
играет функция: интенсивно действующие органы усиливаются и развиваются, не
находящие применения — ослабевают и уменьшаются, а самое главное — такие
изменения передаются по наследству. Для объяснения этого ученый
сформулировал несколько законов. Один из них — «закон упражнения и не
упражнения органов». Наиболее известен его пример с жирафами. Жирафам
приходится постоянно вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у
них над головой. Поэтому их шеи постепенно вытянулись.
Британский публицист Роберт Чемберс в 1844 году опубликовал книгу «Следы
естественной истории творения». В ней он представил историю развития жизни
от ее возникновения из неорганической материи до постепенной ее эволюции во
всё более сложные формы, что привело, в конце концов, к появлению человека.
Однако эти теории не привлекли большого внимания ученых и считались
дилетантскими.