СТАБИЛИЗАТОР  ИЗОБРАЖЕНИЯ

 ЦИФРОВАЯ   ФОТОГРАФИЯ
МУЖСКОЙ ЖУРНАЛ
Бизнес и карьера
Автомобиль
Здоровье
Фитнес
Он и она
Мужские игры
Хобби
Юридическая помощь
Наука
Искусство
Новости
СЕКРЕТЫ и СОВЕТЫ
                                                                                                                                           Все статьи

ЦИФРОВЫЕ ВИДЕОКАМЕРЫ <<---  --->> ПЛЕНОЧНАЯ ФОТОАППАРАТУРА

Еще один любопытный механизм, от которого зависит эффективное разрешение сенсора цифровой видеокамеры, - стабилизатор изображения. Назначение стабилизатора в том, чтобы компенсировать дрожание рук оператора, непроизвольные движения во время дыхания и т. д. и удержать картинку в неподвижном состоянии. Стабилизатор может быть реализован двумя способами - электронным цифровым и оптическим. Цифровым стабилизатором изображения оснащены все камеры начального среднего ценового уровня, оптическим - дорогие камеры высокого класса. При электронной стабилизации перемещения объектива с небольшой амплитудой, к которым приводят перечисленные выше действия оператора, компенсируются избыточностью информации, снимаемой электроникой камеры с светочувствительного сенсора. Иными словами, сенсор обладает большим разрешением, чем требуется для построения видеокадра.

Стандартное разрешение цифровых видеокамер среднего уровня - 640 х 480 пикселов. Этого достаточно, чтобы получить высококачественное телевизионное изображение. Для компенсации не произвольных движений оператора и предотвращения мелких смещений изображения используется информация, получаемая с избыточных ячеек матрицы - при построении картинки одни значения замещаются другими с близкими характеристиками. На практике использование электронного стабилизатора приводит к тому, что изображение становится вялым, "замыленным". Создается впечатление, что сенсору не хватает быстродействия, при быстром панорамировании (не допустимый, кстати, прием) исходная картинка смазывается, а движение кадра происходит с заметным подтормаживанием. В целом, применение цифрового стабилизатора так же небесспорно, как цифрового зумма, которым, кстати, оборудована каждая видеокамера.

Другой тип стабилизатора изображения - оптический. Это самый эффективный механизм компенсации не произвольного движения камеры. Устроен он следующим образом. В жестковстроенный объектив устанавливается компенсаторная линза с моторным приводом. Гироскопический датчик фиксирует перемещения камеры небольшой амплитуды и дает команду на сервопривод линзы, которая отклоняет оптическую ось объектива на небольшой угол, соответствующий углу отклонения при перемещениях видеокамеры. В результате сфокусированная объективом на сенсоре картинка остается неподвижной.

Оптическая стабилизация изображения используется не только в видеокамерах, но и в цифровых фотоаппаратах, в которых установлен зуммируемый объектив с большим фокусным расстоянием на "длинном конце". Второй режим позволяет компенсировать только вертикальные перемещения камеры и тем самым добиться смазанного изображения по горизонтальной оси для подчеркивания эффекта быстрого движения снимаемого объекта. На камкордере механизм оптической стабилизации изображения тоже будет полезен не только в видео, но и в фоторежиме. Особенно при съемке удаленных объектов максимально увеличенным фокусным расстоянием объектива. Но как бы ни был совершенен и удобен оптический стабилизатор, полностью устранить дрожание изображения в кадре он не способен. Поэтому полагаться только на автоматику не стоит - без легкого, устойчивого штатива обойтись все равно не удастся.

Для цифровой фотографии разрешение является важнейшей характеристикой. Значит ли это, что в фоторежиме цифровой камкордер с более высоким разрешением сенсора позволит получить снимки повышенного разрешения, по сравнению с видеокамерой, оборудованной сенсором стандартного для видеокамер разрешения в 640 х 480 пикселов? Оказывается, вовсе нет. Даже если в характеристиках не дорогой видеокамеры заявленное разрешение сенсора равно 600 или 800 тысяч пикселов, в видео- и фоторежимах используется только центральная часть матрицы, а остальная часть задействована в схеме цифровой стабилизации изображения. Впрочем, есть модели, в которых в фоторежиме сенсор переключается на более высокое разрешение. Но при этом максимальное разрешение редко превышает 1 мегапиксел, стоимость же подобной видеокамеры будет неоправданно высокой.

Фоторежим для цифровой видеокамеры остается такой же дополнительной опцией, что и режим видеосъемки для цифрового фотоаппарата. Поэтому ожидать снимков сравнимого с цифровым фотоаппаратом качества от видеокамеры не следует. Но в то же время это не означает, что фоторежим - дополнение бесполезное. Напротив, можно с некоторой долей уверенности предположить, что в многодневной зарубежной поездке, в которой видеокамера - непременная спутница, фоторежим (если владелец камеры хотя бы подозревает о его существовании) будет использоваться на все 100 %. Чаще всего любительский видеофильм, снятый бытовой видеокамерой в туристической поездке, представляет собой набор статичных кадров с изображением архитектуры, мало интересных в творческом плане портретов на фоне "исторических руин". Мало кто из любителей отправляется в турпоездку с целью снять хороший фильм. Камера всего лишь дополнение, приятная игрушка или, в лучшем случае, замена фотоаппарата. Но очень скоро оказывается, что видеосъемка требует больше усилий и времени, чем та же бытовая фотосъемка. А мысль о том, что владелец камеры должен отснять все исторические места, может здорово испортить путешествие.

Лучше всего чередовать видео- и фотосъемку. Причем огромная емкость видеокассеты позволяет снимать все подряд в надежде на сортировку отснятого материала. Подборка удачных фотоснимков, отсортированная по темам и записанная на оптический носитель (или на чистую кассету), выглядит не хуже видового видеофильма и не потребует времени на монтажные работы. Правда, рассчитывать на качественные бумажные отпечатки не приходится - разрешение фотоснимков годится для отображения на экране монитора или телевизора, но для печати на струйном принтере его явно недостаточно. Кстати, здесь проявляется еще одно достоинство цифровой видеосъемки. При необходимости воспроизведение фильма можно остановить и выбрать подходящий кадр в качестве отдельного фотоснимка. При этом снимок не будет смазан из-за движения объекта, если, конечно, снят не движущийся объект. Цифровая видеокамера может, при необходимости, работать в качестве цифрового фотоаппарата, как и цифровой фотоаппарат в качестве видеокамеры. Но и в том, и в другом случае эти функции остаются опционными и для серьезной работы не пригодными. Даже относительно простой цифровой фотоаппарат для занятий любительской фотографией подойдет лучше, чем самая совершенная цифровая видеокамера.