БОНСАИ
  

Все статьи

ЯКОБИНИЯ <<---  --->> СТИЛИ БОНСАИ

Бонсаи (в переводе с японского – «дерево в горшке»; «растущий на подносе») – искусство, показывающее красоту природы посредством одного или нескольких миниатюрных деревьев. Человек, занимающийся выращиванием этих крошечных растений, должен быть одновременно художником, чтобы сначала мысленно создать желаемый образ, и хорошим садоводом, чтобы потом воплотить этот образ в живом растении. «Через малое видеть великое» – основной принцип, который вот уже более тысячи лет используют мастера бонсаи, умело воспроизводящие на небольшом пространстве бесконечное разнообразие природы.  

Искусство бонсаи имеет многовековую историю, уходящую своими корнями в культуру Китая, Индии. В VI веке благодаря странствующим монахам оно попало вместе с буддизмом в Японию, где нашло свое дальнейшее развитие.  

В настоящее время увлечение выращиванием миниатюрных растений распространилось на все континенты. Во многих странах созданы многочисленные общества, клубы, где пропагандируется это удивительное искусство. Только в Японии насчитывается более 100 тысяч бонсаи, считающихся национальным достоянием страны. Среди них есть «патриархи», возраст которых достигает нескольких сот лет. Они как бы олицетворяют силу традиций в Японии, любовь японцев к красоте, их постоянное стремление осмыслить непрерывность изменений, происходящих в природе.  

Японские мастера бонсаи разработали основные правила формирования дерева, отказавшись от малейших случайностей. Стили бонсаи просты, лаконичны, естественны, максимально приближены к природе. В культуре бонсаи широко используется более 400 видов растений. В зависимости от условий произрастания бонсаи условно можно подразделить на «умеренные», требующие периода покоя в течение осенне-зимнего периода с температурой около 3–6°С, и «интерьерные», к которым можно отнести тропические и субтропические растения.  

На Востоке издревле использовались хвойные растения: различные виды сосен, криптомерия японская, можжевельники, туи, кипарисы, ели, лиственницы и др. Они преобладают в коллекциях мастеров бонсаи и доживают до весьма значительного возраста. Хвойные достаточно жизнестойки и пластичны. Их используют при создании почти всех известных стилей бонсаи.  

Листопадные растения привлекательно выглядят весной с молодой нежной зеленью листьев, эффектно в осенне-зимний период. Это клен, липа, береза, рябина, дуб, бук, граб, ива, и др. Красиво цветущие и плодовые растения – наиболее привлекательная и популярная группа: слива, вишня, персик, айва, гранат, дикие яблони, кизил, хурма, цитрусовые (не имеющие крупных листьев и плодов), магнолия, мирт, камелия, азалия, гардения, глициния, акация, роза (миниатюрная) и так далее. Именно с ними легко добиться значительного эстетического эффекта. 

Чрезвычайно важна группа травянистых растений: различные злаки, осоки, ситники, миниатюрные бамбуки, одуванчик, горечавка, горец, хвощ, аир, фиалки, примулы, орхидеи, луковичные и пр. Они выполняют вспомогательную функцию, подчеркивая зрелость, мощь, красоту основного бонсаи.  

При выборе древесного растения необходимо обратить внимание на корневую систему. Желательно, чтобы среди многочисленных мочковатых корней были и мощные, структурные, которые в перспективе можно использовать для создания так называемого нэбари – системы выступающих и располагающихся на поверхности субстрата корней. При работе над различными стилями этот элемент считается очень важным.  

Вегетативная сфера растения также должна отвечать определенным требованиям. Ствол и ветви – центральные и основные элементы дерева, которым в бонсаи придается очень большое значение, так как именно они создают необходимый образ. Ствол должен быть выразительным, со старой шершавой корой, без повреждений – ведь они могут отрицательно повлиять на продолжительность жизни дерева.

Распределение ветвей на стволе – эдабари – должно быть последовательным, постепенно уменьшающимся снизу вверх. Не допускается пересечение ветвей, «эффект колеса» (несколько ветвей, растущих из одного места); слабые и маленькие веточки не понадобятся в дальнейшей работе, а их отсутствие позволит другим побегам лучше снабжаться питательными веществами.  

Одно из основополагающих понятий в бонсаи – хасё – размеры листьев, их окраска, расположение в кроне дерева. Листья должны быть мелкими, густо расположенными в кроне, с красивой окраской.  

Листопадные деревья лучше выбирать зимой, когда можно рассмотреть силуэт дерева, увидеть его достоинства и недостатки: соотношение и пропорции верхней и нижней частей дерева, наличие или отсутствие мха у основания дерева (отсутствие мха говорит о том, что дерево недавно пересаживалось и имеет слабые корни).