Детская книга в развитии ребенка

Детская книга в развитии ребенка

Новое литературное произведение Ивана Андрусяка вошло в длинный список премии Детская книга года ВВС-2013. "Пингвиник" посвящен очень важному в жизни маленького человека периоду, когда он впервые сам, без мамы и папы, выходит из уютного и понятного микромира семьи, родного дома, в сложный, непонятный и оттого страшный широкий мир.

Пусть тот "большой мир" пока что для маленького человека и ограничивается детским садом, всё равно это для него очень серьезный стресс, а для детского писателя - очень интересный материал, художественная проработка которого открывает немалые возможности.

"Пингвиник" - психологическая повесть для садиковых дошкольников и их родителей. Состоит она, естественно, из коротеньких рассказов, каждая с собственным сюжетом, потому что такие маленькие дети больший по объему текст обычно воспринимать еще не способны. Впрочем, эти рассказы цепляются друг за друга, создавая таким образом общий сюжет о том, что переживает ребенок, впервые в жизни идя в детский сад, с какими проблемами он сталкивается и как, общаясь со сверстниками, учится эти проблемы для себя решать.

Детский писатель должен, прежде всего, учитывать особенности возрастной психологии и прививать вкус к чтению, к открыванию мира при посредничестве явлений культуры. У героев книг есть прототипы - так легче, удобнее, интереснее прописывать характеры. Иногда прототипами одного героя может стать несколько детей - в "Пингвинике" так, в частности, получилось с образом Оли.

Книга, разумеется, для детей - именно на них она, прежде всего, ориентирована. Но ведь такие маленькие дети сами читать еще не умеют, следовательно, выбирают книгу и читают ее ребенку родители. Или дедушка и бабушка, старший братик или сестричка, крестный или крестная, но, в любом случае, это будет семейное чтение.

Вообще, книги для дошкольников - всегда "и-и", притом не только в смысле читательского ориентирования, а и во многих других смыслах. Здесь недостаточно лишь художественного текста, хотя он, якобы, и первичный. Абсолютно равноправным соавтором является художник, который разухабистым сочетанием цветного рисунка и черно-белой графики создает настоящее чудо!

Очень желательно, чтобы книги для таких маленьких детей, кроме эстетической, непременно играли и какую-то, скажем так, практическую роль. Чтобы они не только давали ребенку понятие об эстетическом наслаждении, но и помогали ему в жизни, по крайней мере ненавязчиво, очень осторожно подсказывали какие-то важные для него модели поведения в ситуациях, с которыми ребенок сталкивается впервые.

Каждое поколение особенное, и каждому поколению нужны как опыт предшественников, аккумулированный в народном творчестве и классике, так и возможность узнавать себя в текстах современников. Как без одного, так и без другого развитие ребенка 3-х лет и старше будет неполным, односторонним.

Очень жаль тех людей, которые занимаются такой модной ныне "ревизией" народных сказок; но так же жаль тех, которые вне сказок не видят современного художественного мира. Это означает, что и одни, и другие чего-то очень важного не дополучили в собственном детстве и теперь не додают нынешним детям.

Популярные статьи:
Сахарный диабет - болезнь бедных
Зеленая столица Европы
Свадебные церемонии и современные технологии
Гарантирование банковских вкладов
Деревянная кухня на Венецианском биеннале