|
|
Все статьи
НОВАЯ ЛЮБОВЬ ВАН ГОГА
<<--- --->>
ВАН ГОГ в АРЛЕ
ВАН ГОГ в ПАРИЖЕ
В ноябре 1885 года Ван Гог
переехал из Нюэнена в бельгийский город Антверпен. В январе 1886 года он
записался в Школу изящных искусств, где начал изучать живопись вместе с
молодыми студентами. Винсент мало что почерпнул из этих курсов. Его
разочаровало, что педагоги Школы учат по классическим канонам. Ван Гог как
бы методом от противного еще раз убедился в обоснованности своих
художественных взглядов. Вскоре он покинул стены Школы и решил отправиться в
Париж. Ван Гог рассчитывал, что атмосфера свободы, царившая во французской
столице, создаст ему лучшие условия для работы и позволит завести знакомство
с перекупщиками картин и художниками-импрессионистами. Правда, Тео не
обрадовало решение брата. Он опасался, что приезд Винсента нарушит его
налаженную жизнь.
Мартовским утром Тео на работу принесли записку: «Не сердись на мой
внезапный приезд, я все обдумал и решил». Это была записка от Винсента,
ждавшего Тео в Квадратном зале Лувра. Художник поселился в квартире Тео на
улице Лаваль и быстро попал под влияние художников-импрессионистов. Вращаясь
в художественных кругах, Тео был приверженцем этого течения и даже имел
несколько картин импрессионистов в своей квартире. Педагоги-классики из
Антверпена не одобрили бы ни резких цветовых контрастов, использовавшихся
импрессионистами, ни их манеры писать, покрывая холст пятнами краски. Однако
Винсенту все это очень понравилось, и он начал эксплуатировать
импрессионистские приемы в своих собственных работах.
Огромное впечатление произвели на него и японские гравюры на дереве, в то
время пользовавшиеся успехом в Париже. Он был очарован живыми красками
японских мастеров и их полным пренебрежением к правилам перспективы. Ван Гог
был далеко не первым из европейских художников, заинтересовавшимся японскими
гравюрами на дереве. Работы японских мастеров оказали влияние на
импрессионистов Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдуарда Мане. В 1850—60-х годах
— после того как Япония открыла свои порты для иностранцев — европейцы и
американцы стали привозить на родину большое количество произведений
японских мастеров. Западных художников, искавших новые средства
выразительности, весьма заинтересовал стиль японцев, пренебрегавших деталями
и допускавших сознательные преувеличения наиболее значимых элементов
композиции. В 1867 году Япония впервые приняла участие во Всемирной
выставке, проводившейся в Париже. В японском павильоне были выставлены
кимоно, веера, ширмы и другие традиционные изделия, вызвавшие «японский бум»
вначале в Париже, а затем и во всей Европе. Это заставило некоторых
европейских художников всерьез заняться изучением японского искусства. Стал
поклонником японской гравюры на дереве и Ван Гог.
Постепенно у Ван Гога стали появляться новые друзья и знакомые. В кругу
новаторов ему были близки Камиль Писсарро, Жорж Сера и Поль Синьяк. В школе
Фернана Кормона он познакомился с Анри де Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и
многими другими начинающими художниками. Вместе они сформировали группу
«Малых бульваров» — воплощение мечты о некоем братстве художников,
мастерской будущего. Вангоговская палитра парижского периода наполняется
светлыми красками, появляется характерный для Ван Гога динамичный мазок.
В парижский период мастерство
Ван Гога значительно возросло, но его работы по-прежнему не находили
признания и не продавались. Он часто заходил в ресторан-кабаре «Тамбурин», и
друзья начали поговаривать о его связи с хозяйкой этого заведения Агостиной
Сагатори. Некогда Агостина была известной натурщицей, скопила на этом денег
и открыла кабаре. Влюбившись в итальянку, Винсент украсил ее ресторан
японскими гравюрами, своими работами, а также картинами Бернара и
Тулуз-Лотрека. Сагатори относилась благосклонно к ухаживаниям Винсента, так
как все это способствовало расширению клиентуры «Тамбурина». В июле 1887
года дружба Агостины и Винсента неожиданно закончилась: подруга сделала
аборт. Неизвестно, был ли это ребенок Ван Гога или нет, но он тяжело
переживал этот инцидент.
Чем больше Винсент погружался в мир парижской богемы, тем меньше иллюзий
оставалось у него. Он понимал, что все его друзья, нещадно критикуя чужие
работы, думают только о себе. Презирая подобное соперничество, Ван Гог попал
под влияние Поля Гогена. Его считали человеком надменным и самовлюбленным,
но Ван Гог полагал, что художник, создающий великолепные полотна, имеет на
это право. В феврале следующего года Гоген уехал в
Понт-Авен на полуострове Бретань. Винсент, устав от Парижа, хотел составить
ему компанию. Узнав об этом, Тулуз-Лотрек посоветовал приятелю поехать в
Прованс. Соблазненный его рассказами, Ван Гог собрал свои вещи и отправился
на юг Франции. Тео был доволен. За два года жизни с Винсентом он устал от
его беспорядочности и необузданности. В письме к одной из сестер он писал:
«В нем уживаются как бы два человека: один — на редкость одаренный, чуткий,
добрый, другой — эгоистичный и жесткий». В последние месяцы их совместной
жизни на первый план явно выходила вторая часть натуры Винсента.
|
|