Обувь - символ достатка и власти

Обувь - символ достатка и власти

Обувь всегда была мощным символом статуса, даже в древности, как напоминают изящные позолоченные сандалии из папируса из Египта времен римского правления. Украшены чистым сусальным золотом, они, скорее, - изысканный объект искусства, чем элемент одежды обычного человека.

Ботинки, форма которых не имеет ничего общего с физиологией стопы человека, начинают многовековую традицию обуви вместе с эстетическим удовольствием нередко приносят и боль. Роскошные мужские моджари (индийские этнические ботинки ручной работы с длинными закрученными носами были, вероятнее всего, изготовлены в городе Хайдарабад в Индии.

Кожаный верх ботинок полностью покрытый золотой вышивкой, а отверстие для стопы украшено золотой росписью и инкрустировано драгоценными камнями: бриллиантами, изумрудами и рубинами. Качество изготовления этой пары ботинок позволяет предположить, что они принадлежали низаму Хайдарабада (титул правителя индийского княжества Хайдарабад в 1720-1948 годах), хотя, похоже, он их никогда не надевал. Кто бы не был заказчиком, он желал одного – его стопы должны сообщать о безграничном богатстве и власти.

Обувь не только символизирует достаток и власть, ее часто наделяют магическими свойствами. Сапоги-скороходы, хрустальные туфельки Золушки и прочая волшебная обувь фигурирует во многих сказках и эпосах мира. Сказочный сюжет о девочке, которая с помощью "испытания" ботинками существенно улучшает свой социальный статус, датируется I веком до н.э., а его главными персонажами были египетский правитель и греческая рабыня.

Красные пуанты из атласа и кожи были изготовлены для Мойры Ширер (балерина и киноактриса шотландского происхождения прошлого века). В 1948 году она появилась в них в фильме "Красные ботинки" – вольная экранизация сказки Ганса Кристиана Андерсона, режиссерами которой стал британский альянс Майкла Пауэлла и Эммериха Прессбургера.

Во времена Средневековья европейские пижоны соревновались не высотой каблука, а длиной ботинок. Модной была узкая обувь с невероятно длинным и заостренным носом (некоторые достигали 60см). Дворянство обычно отдавало предпочтение менее практичным материалам – бархату или атласу.

Мода на пулены, которые также называли "краков" (от названия польского города) и которые несомненно стали предшественниками современных винкл-пикеров (остроносых мужских ботинок) распространилась среди всех слоев населения в конце XIV века. Длина строго регламентировалась в зависимости от социального класса, а почти абсурдное неудобство символизировало удаленность аристократов от физического труда. Видимо, именно отсюда и происходит современное выражение "жить на широкую ногу". Чтобы пулены сохраняли свою форму, их носы наполняли мхом, а ради удобства закручивали кверху. Однако ходить в такой обуви было очень трудно, поэтому иногда концы ботинок привязывали к поясу шнурками.

В Османской империи с начала XVI века мужчины и женщины во время посещения хамама – общественной бани – обычно надевали специальные ботинки – купальные сабо или арабском qabâqib. Посещение хамама было частью повседневной жизни, и сначала такие ботинки выполняли практическую функцию – защищали ноги купающихся от горячего, грязного и скользкого пола бани. Впоследствии практичность была принесена в жертву моде.

Такие ботинки, декорированные металлическими вставками с ракушками и с каблуками высотой 28,5 см, стали самой высокой парой обуви на новой выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне "Обувь: удовольствие и боль". Несомненно, состоятельный владелец мог гордо вздыматься над головами других купальщиков. Высоченные каблуки имеют цель предоставить своему владельцу большую значимость.

Но иногда они могут стать причиной позорного падения. Ботинки на платформе высотой 21 см, изготовленные из голубой лаковой кожи "под крокодила" от британского дизайнера Вивьен Вествуд, вызвали пресловутое падение Наоми Кэмпбелл во время показа Вествуд на неделе моды в Париже в 1993 году. Это был действительно знаковый момент в истории моды, что символизировал невероятные пытки, на которые готовы пойти некоторые женщины ради моды.

Как известно всем поклонникам сериала "Секс и город", модная обувь, например, от Маноло Бланик (испанский дизайнер обуви, который прославился, в первую очередь, благодаря культовому сериалу) обычно имеет заоблачную цену. Далеко не каждый может себе позволить и ботинки ручной работы, даже относительно простые, что стоят 3 тысячи фунтов. Они были изготовлены на заказ традиционным британским брендом рубашек и обуви New & Lingwood из телячьей кожи, которую нашли на затонувшем датском корабле у берегов Корнуолла. Кожа пролежала в воде с 1786 года, но была вполне пригодна для использования, поскольку была обернута в дождевик.

Процесс производства пары роскошных ботинок может быть чрезвычайно сложным. Иногда из подручных средств можно сделать роскошный предмет одежды высокой моды. Одни ботинки были заказаны во время Второй мировой войны зажиточной жительницей Лондона. Женщина принесла к местному сапожнику в Кенсингтоне норковое боа, пальто из кожи и прочее – из меха оцелота, и попросила сделать из этого сапоги.

Результатом его труда стали гламурные ботильоны, которые одним своим видом бросали вызов суровой моде военного времени. "Они слишком экстравагантны, слишком высоки, – говорит Хелен Перссон, куратор выставки "Обувь: удовольствие и боль". – Но это замечательная история о том, как во времена войны было важно иметь что-то хорошее и новое, и женщине пришло в голову пожертвовать одеждой ради оригинальной идеи. Если бы я могла забрать любую пару обуви с выставки, это были бы они".

Обувь – тяжелое оружие в арсенале флирта и сексуальной игры. В феодальной Японии куртизанки высокого статуса – ойран – обували традиционные гета из чудесного бархата и лака высотой более 20 см, что кажутся сочетанием шлепанцев и небоскребов. Передвигаться в такой обуви возможно только очень медленно, что и предполагалось для того, чтобы мужчины могли лучше рассмотреть красоту женщин.

Ни одна выставка обуви не может обойтись без имени Имельды Маркос, вдовы бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса и самой известной в мире коллекционерки обуви. В течение своей жизни женщина собрала более 3000 пар. Среди них и босоножки на высоких каблуках с шлейкой сзади, декорированные черной вышивкой и стразами, которые были сделаны итальянским дизайнером Бельтрами.

Маркос оставила свою подпись на каждой стельке босоножек, которые сейчас принадлежат Музею обуви Бата в Торонто. Имя госпожи Маркос стало нарицательным для обозначения одержимости обувью, что увлекает многих людей, в частности страстных коллекционеров, которые покупают обувь только ради эстетического наслаждения.

Популярные статьи:
Взрослая цена детских праздников
Fes Watch - часы из электронной бумаги от Sony
Сознательные жесты диких шимпанзе
Как в Олденбурге готовят листовую капусту
Разработана вакцина Mosquirix против малярии