Джинсы - история и современность

Джинсы - история и современность

Трудно найти элемент одежды столь же популярный, широко распространенный и любимый во всем мире, как джинсы. Классический символ американского запада стал незаменимым в гардеробах во всех частях планеты. Но почему? Ковбои могут одевать их, но так же делают супермодели, фермеры, домохозяйки и президенты.

Спросите нескольких людей, почему они носят джинсы, и услышите очень разные ответы. Например, для кого-то они удобны и их можно долго носить, а для кого-то - сексуальные и крутые. Джинсы означают разное для разных людей. Но именно этим ли объясняется всемирное увлечение ими?

Тема не является достаточно изученной, говорит антрополог Дэнни Миллер, чья книга "Голубые джинсы" была опубликована в прошлом году. В каждой стране, которую он посещал, - от Филиппин до Турции, Кореи, Индии и Бразилии - господин Миллер останавливался и отсчитывал 100 первых попавшихся встречных. Каждый раз оказывалось, что почти половина из них обязательно одета в джинсы.

Они - повсюду, говорит исследователь. Единственное исключение - отдаленные регионы Китая и Южной Азии. Причиной их успеха является и культурное значение, и физическая конструкция. Самые первые джинсы были спроектированы, как рабочая одежда для фермеров и шахтеров западных штатов Америки в конце 19-го века. Когда невадского портного Джейкоба Дэвиса просили сделать пару крепких штанов для местного рабочего, ему пришло в голову улучшить их заклепками. Штаны оказались чрезвычайно крепкими и быстро стали популярными.

Господин Дэвис понял потенциал своего продукта, но не имел денег, чтобы запатентовать его. Тогда он обратился к своему поставщику ткани из Сан-Франциско, Леви Строссу. Вскоре появились запатентованные джинсы levi's, которые изготавливали из джинсовой и еще одной плотной хлопчатобумажной ткани. "Они очень быстро обнаружили, что именно версия из джинса будет продаваться", - рассказывает Пол Тринка, автор книги "Джинс: от ковбоев до подиумов".

Джинс был удобный, мягкий, а его синий цвет придавал ему уникальность. Кроме того, краска цвета индиго, в отличие от других, не портит ткань, оставаясь на поверхности волокон. При этом, со временем ткань вытирается, создавая уникальный узор и цвет джинсов. Фактически, эта одежда хранит историю рабочего и работы, которую он выполнял. "Джинсы - это наиболее личная вещь, которую вы можете носить", - говорит Дэниел Миллер.

Дин и Брандо вывели их из тени. Проникновением в мир повседневной одежды джинсы обязаны тому, что они стали символизировать. Перед Второй мировой войной их носили лишь на западе США. На востоке Америки они ассоциировались с романтическим образом ковбоя: независимым и американским, но всё же жителем сельской местности и представителем рабочего класса. Жители востока носили их только, когда хотели почувствовать вкус загородной жизни.

Но в Нью-Йорке или Коннектикуте джинсы всё еще оставались за кулисами. Их начали носить в повседневной жизни, когда они стали символизировать повстанческий дух: тот, который передали Марлон Брандо в фильме "Дикарь" 1953-го года и Джеймс Дин в ленте "Бунтовщик без причины" через два года. "Если бы вы были 15-летним мальчиком в 1953-м, вам бы хотелось быть Марлоном Брандо", - рассказывает Линн Доуни, историк и архивариус в Levis Strauss & Co. И добавляет, что голливудские костюмеры одели всех плохих парней в эту одежду.

Впрочем, и Джеймс Дин, и Марлон Брандо носили ее не только на экране. Оба принадлежали к мятежной контркультуре, последователи которой садились на мотоциклы и ездили по Штатам вместо того, чтобы оседать в пригородах и рожать детей. Очень быстро джинсы запретили во всех школах от побережья до побережья, и это только прибавило им популярности среди подростков.

Но тренд начал распространяться и за пределами США. Немало американской молодежи после войны осело в Европе или Японии, это были ребята из рабочего класса американского запада. Они с гордостью носили джинсы, как символ дома. Европейцы тоже быстро захотели покупать брюки, символизирующие легкую и счастливую американскую жизнь.

В 60-е годы джинсы распространились среди американского среднего класса. Студенты-бунтари начали носить их, чтобы засвидетельствовать свою солидарность с рабочим классом, то есть теми, кто больше всего страдал от расовой дискриминации и последствий войны. Но джинсы стали не только символом демократизации, они также поставили разные классы на одну ступень. Они были доступными, выглядели красиво и старые, и новые, а также их не надо часто стирать, и еще реже - гладить. Они так садились на тело, что не уступали в этом лучшей одежде, что особенно было по вкусу женщинам. Такая способность джинсов подходить всем и каждому стала секретом их выживания в шкафах с одеждой.

После Второй Мировой войны каждая молодежная субкультура, от рокеров до хиппи и панков, имела в своем гардеробе джинсы. "Это была индивидуалистская униформа, что само по себе является оксюмороном, но которая до сих пор пользуется популярностью", - рассказывает Пол Тринка.

Господин Миллер называет джинсы символом обычной одежды, в которой люди чувствуют себя комфортно. Студент университета Альберты Джош Ли попытался поносить одни и те же джинсы в течение 15-ти месяцев без стирки, а потом протестировал их на бактериальное содержимое. Еще раз протестировал через две недели после стирки и оказалось, что бактериальный содержимое за оба периода существенно не различается.

Разные люди по-разному надевают джинсы, но традиционные стили остаются наиболее популярными. Пол Тринка: "Они - не сложные. Это просто джинс, заклепки и волокна. Вечная привлекательность джинсов заключается в том, они являются отражением нас и отражают жизнь, которую мы проживаем в них".

Популярные статьи:
Налогообложение балконов и лоджий
Снег испытывает жилищно-коммунальное хозяйство
Ожирение при беременности угрожает здоровью детей
Что значит сауна для финнов
Ложное представление о саунах Финляндии