Все статьи
ГОТИКА ФРАНЦИИ <<--- --->>
ГОТИКА ГЕРМАНИИ
|
Готика — период
расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение
статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Всё
чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической
кривой» (S-видная
поза, от латинской буквы «S»): средневековое искусство дает свой
парафраз греческому хиазму. В рельефе наблюдается тяга к высокому
рельефу — горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции,
определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Так,
в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде
трансепта — Нового Завета, на северном — Ветхого, на западном фасаде
всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира».
Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада
Собора Парижской Богоматери (1210—1225); история Марии, «Страсти
Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в период
высокой готики.
В Шартрском соборе
можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду
зрелой готики. Так, западный фасад украшают столпообразные,
вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго
фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены,
приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме
форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов,
иногда даже появляется индивидуализация облика (св. Иероним, св.
Георгий, св. Мартин портала южного фасада трансепта). В Шартре в
течение многих десятилетий работали не только разные артели, но
разные поколения мастеров.
Со второй половины
XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры —
подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени.
Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством, с восторгом
перед красотой человека. Не случайно, например, благославляющего
Христа на западном фасаде Амьенского собора назвали прекрасным
Богом. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще
дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор)
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из
«Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В
образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225—1240)
явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической
скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна
измельченность, дробность форм (например, так называемая «Золоченая
мадонна» Амьенского собора, около 1270 г.), но в ней чувствуется
несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не
свойственный французскому средневековому искусству.
|
|
|