Все статьи
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО <<--- --->>
ДЖОТТО ди БОНДОНЕ
|
«Возрождение»
(по-французски «Ренессанс», по-итальянски «Ринашименто») — термин,
впервые введенный Джордже Вазари, архитектором, живописцем и
историком искусства XVI века, для определения исторической эпохи,
которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных
отношений в Западной Европе. Это грандиозное культурное движение
было призвано, возрождая к новой жизни античность после
тысячелетнего ее забвения и оживляя лучшее в затухающем
средневековье, открыть перспективы развития западной культуры Нового
времени. Культура
Возрождения, связанная прежде всего с появлением в феодальном
обществе буржуазии, зародилась в Италии. Термин «Возрождение» по
отношению к культуре этой эпохи не случаен. Именно в Италии, на
родине античности, возрождается античный идеал прекрасного,
гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой
искусства. От античности идет осознание того, что самой совершенной
формой в природе является человеческое тело. Это не означает,
конечно, что Возрождение повторяет античный период в искусстве.
За культурой
Возрождения стоит тысячелетие средневековья, христианской религии,
нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы,
обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой.
Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом
человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно
восприятие античности уже как далекого прошлого и потому — как
«идеала, о котором можно тосковать», а не как «реальности, которую
можно использовать, но и бояться». От античности
Ренессанс стал воспринимать человека как микрокосм, «малое подобие
большого космоса — макрокосмоса», во всем его многообразии. И
художник в ренессансную эпоху воспринимается прежде всего как
индивидуум, как личность, как таковой. Ренессанс совсем не был
возвратом к античности, он создавал новую культуру, приближающую
Новое время. Отсчет Нового времени с Ренессанса идет только у
историков искусства и культуры (для истории это еще средние века, и
Новое время начинается с революций XVII столетия), ибо эпоха
Возрождения «преобразовала умы, а не жизнь, воображение, а не
реальность, культуру, а не цивилизацию».
Хронологические
рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины
XIII по первую половину XVI столетия. Внутри этого периода
Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII—XIV
в.— Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто; XV в.— раннее
Возрождение (Кватроченто); конец XV—первая треть XVI в.—Высокий
Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто).
В 1527 г. Рим был
разграблен немецкими ландскнехтами, с 1530 г. Флоренция из
свободного города-государства, города-коммуны становится
обыкновенным центральным городом феодального герцогства. Начинается
феодально-католическая реакция (Контрреформация), и 1530 год по
праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно
развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется
еще на весь XVI век. Кроме того, некоторые области Италии в этом
развитии вообще запаздывают и культура, например, Венецианской
республики еще все XVI столетие лежит в русле Возрождения. Картина
развития итальянской ренессанской культуры очень пестра, что
обусловлено разным уровнем экономического и политического развития
разных городов Италии, разной степенью мощи и силы буржуазии этих
городов-государств, городов-коммун, их различной степенью связи с
феодальными традициями.
Ведущими
художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в
XIV в. такие, как сиенская и флорентийская, в XV в.—флорентийская,
умбрийская, падуанская, венецианская, в XVI в.— римская и
венецианска.
|
|
|