Начало древнеиталийской
культуры, начало которой восходит еще к III
тысячелетию до н. э. и в которой наиболее интересным и развитым было
искусство этрусков. История Древнего
Рима охватывает период с VIII—VII вв. до н. э. по V в. н. э. Древние
римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли,
сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий
иногда до беспощадности характеристик портрет в скульптуре, высокие
образцы монументальной живописи и произведения прикладного
искусства. Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у
Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная,
древнеиталийская культура, начало которой восходит еще к III
тысячелетию до н. э. и в которой наиболее интересным и развитым было
искусство этрусков.
Архитектура
этрусков близка греческой, но этруски использовали камень только в
фундаментах, каркас делали из дерева, а стены — из сырцового
кирпича. Этрусский храм стоит на высоком постаменте — подиуме, к
колоннаде портика ведет лестница. Как и греки, этруски украшали храм
расцвеченными рельефами и статуями, но из терракоты. Эти скульптуры
VII—VI вв. до н. э., периода расцвета этрусков, по стилю
соответствуют греческой пластике времени архаики, но много условнее,
орнаментальное и динамичнее. Жилища этрусков имели строгую осевую
композицию, но были самой разнообразной планировки, от прямоугольных
до круглых. Представление о них дают сохранившиеся до нашего времени
гробницы. О жизни этрусков можно многое почерпнуть из росписей
гробниц, высеченных в скале или возведенных из камня наподобие
кургана. Стены гробниц расписаны сценами заупокойного культа,
изображениями охот, пиров, состязаний, битв, сюжетами из мифологии.
Из них мы узнаем и многие детали быта: костюм, утварь, мебель, даже
типы музыкальных инструментов (роспись гробницы «Пирующих»; начало V
в. до н. э., Тарквинии).
У этрусков рано
развилась скульптура. Еще терракотовые погребальные урны VII—VI вв.
до н. э., в которых хранился пепел умерших, имеют крышки с
изображением фигуры или бюста усопшего, всегда портретного
характера, лаконичного и выразительного. Такого же типа полуфигуры
украшают крышки саркофагов. Изображение условно, в чем-то
схематично, но одной-двумя деталями мастер умеет создать вполне
реальный образ.
Этрусская керамика
близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения.
Этруски обжигали сосуды до черноты, почему они и получили название «буккеронеро»
— «черная земля», полировали так, что они походили скорее на изделия
из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо
рельефным изображением животных или птиц (собрание этрусских ваз в
Эрмитаже). Этруски — искусники в ювелирном деле, знали зернь и
филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно этрускам
принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э.),
сохраняемая и по сей день в Риме как величайшая реликвия, ибо
напоминает знаменитую легенду о создании Рима. С V в. до н. э.
начинается упадок этрусских городов, их главным соперником на море
становятся Сиракузы. В IV в. до н. э. Этрурия попадает под власть
Рима, и с этих пор римское искусство уже играет главную роль. Но
традиции этрусского искусства несомненно сказались на формировании
искусства Древнего Рима.
|