Маленькое черное платье - вне времени

Маленькое черное платье - вне времени

Неотъемлемый атрибут женского гардероба - маленькое черное платье - уже больше века вдохновляет дизайнеров. Его популярность вне времени и моды. Маленькое черное платье всегда спасает в ситуации "когда нечего надеть", но оно - неподвластный времени символ женской элегантности, к которому постоянно обращаются дизайнеры.

Маленькое черное коктейльное платье имеет отдельную статью в энциклопедии, а в английском языке даже получило аббревиатуру LBD (little black dress). Термин "маленькое черное платье" впервые использовали в американском Vogue в 1926-м году. Благодаря цвету, упрощенному дизайну и демократичному виду, шедевр Коко Шанель получил прозвище "Форд" в честь знаменитой автомобильной модели Т. Редакторы Vogue смело объявили, что это крепдешиновое платье прямого покроя с длинными рукавами и четырьмя диагональными полосами "станет своего рода униформой для каждой женщины со вкусом". И их пророчество оказалось правдивым.

Платье очень простого дизайна и цвета, которое в викторианскую эпоху ассоциировалось только с трауром, создало радикально современный образ женщины. Черный цвет для мадемуазель Шанель был определением простой элегантности. И дизайнер, которая каждым своим шагом опровергала традиции и стереотипы, принесла его в повседневную одежду. Среди многих недовольных революционной находкой Коко был также кутюрье Поль Пуаре, который однажды обратился к дизайнеру-соперницы на улице: "По ком траур, мадемуазель?". Острая на язык Коко мгновенно парировала: "По вам, уважаемый господин".

Маленькое черное платье Шанель имело своих предшественников. Тремя десятилетиями ранее картина Джона Сингера Сарджента, одного из самых успешных художников Прекрасной эпохи, "Портрет Мадам Готро" или "Портрет Мадам Х" спровоцировала крупный скандал в парижском обществе. Платье цвета вороного крыла на тоненьких бретелях и с глубоким декольте было воспринято общественностью как не вполне приличное. Оно вызвало такой ужас у парижан, что Джон Сарджент был вынужден бежать в Великобританию и прятаться там от позора.

Ни стиль портрета, ни глубокое декольте модели не вызвали возмущение публики, которую трудно было удивить обнаженным женским телом. Не взволновала их ни болезненная бледность светской львицы мадам Пьер Готро, рожденной в Новом Орлеане, ни импрессионистский стиль Сарджента, который вслед за своим другом Моне, отрекся от академического натурализма. Нет, единственной причиной скандала стало платье модели.

Большой поклонницей маленького черного платья была еще одна революционерка стиля - Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская (дважды разведенная американка, ради брака с которой король Великобритании Эдуард VIII отрекся от престола). Герцогиня имела в своей коллекции несколько моделей этого стильного атрибута и любила повторять: "Правильное маленькое черное платье не заменить ничем" (ей также принадлежит известный афоризм "женщина не может быть слишком богатой и слишком худой").

Французская мода двадцатых годов мгновенно подхватила харизматичный образ, который с тех пор не теряет своей актуальности. А вклад в его привлекательность сделала почти каждая мировая икона стиля. Одной из первых на ум приходит Одри Хепберн. Ее образ в фильме "Завтрак у Тиффани" - черное стройное платье без рукавов, жемчужное ожерелье, перчатки до локтя, темные очки и мундштук - завораживает уже не одно поколение зрителей.

"Я вполне поражен тем фактом, что кусок ткани, который принадлежал этой очаровательной актрисе, сейчас позволит построить школы для самых обездоленных детей мира", - рассказывал Доминик Лапьер со слезами на глазах в интервью BBC News, после того как анонимный телефонный покупатель приобрел платье за ​​765 000 долларов на благотворительном аукционе в 2006-м году. Господин Лапьер, французский писатель и филантроп, получил платье от его создателя, французского кутюрье Юбера де Живанши, близкого друга и поклонника Хепберн. Вторая копия платья хранится в архивах Живанши в Париже, и еще одна - в Мадридском музее костюма.

Обманчивая простота, множество возможных силуэтов и деталей позволили маленькому черному платью стать маркером социальных изменений в обществе. Невероятно сексуальное платье от Версаче, в котором актриса Элизабет Херли появилась на премьере фильма "Четыре свадьбы и одни похороны» в 1994-м году, было признано лучшим нарядом всех времен и народов. Символом эпохи стало и маленькое черное платье с белым шелковым воротником и манжетами от Ив Сен-Лорана - неотъемлемая часть образа Катрин Денев в скандальном фильме Луиса Бунюэля "Дневная красавица" (1967).

Маленькое черное платье адаптируется к любым социально-политическим изменениям. В 1999 году специалист по винтажной одежде Дидье Лудо разработал линию одежды, которую так и назвал La Petite Robe Noire (маленькое черное платье), а затем открыл одноименный магазин в Пале-Рояль в Париже. Дизайнер Миучча Прада как-то сказала: "Когда я разрабатываю маленькое черное платье, стараюсь через этот простой предмет выразить всю сложность женской природы, эстетики и современной эпохи».

Вряд ли существует другой предмет одежды, который был бы таким разнообразным и одновременно подходил каждой женщине. Вырез декольте и длина рукава каждый раз создают новые образы, а черный цвет оттеняет белизну кожи. По словам Дидье Лудо, "этот легендарный и волшебный предмет одежды одновременно подчеркивает все достоинства женской фигуры и скрывает ее несовершенства".

Создание маленького черного платья - обряд инициации для многих поколений дизайнеров и настоящий фетиш для некоторых из них, в частности, культового кутюрье Аззедина Алайи, который начинал свою карьеру в качестве архитектора. "Маленькое черное платье интересует дизайнеров, потому что это классика гардероба, с которой мы можем много экспериментировать. Крой и объем создают основу, а ткань вдыхает в платье жизнь.

Это настоящее испытание таланта дизайнера", - комментирует французский кутюрье Алексис Мабий. Он вместе с четырьмя другими дизайнерами - Джайлсом Диконом, Хусейном Шалаяном, Анной-Валери Хэш и и Цинь Инь - разрабатывали маленькое черное платье на заказ французской сети модной одежды Monoprix. Результат работы дизайнеров - новые вариации бессмертной "модели Т".

От чрезвычайно сложного и изысканного дизайна Анны-Валери Хэш до рубашечному покрою Дикона - маленькое черное платье снова продемонстрировало свою неизменную актуальность и неисчерпаемые возможности для творчества художников-дизайнеров.

Популярные статьи:
Как правильно просить повышения зарплаты
История возникновения поцелуя
Смешивание алкогольных напитков и похмелье
Сингулярность - новая область науки
"Skills in Pills" - альбом Линдеманна и Тегтгрена